ФОКУС ГОРОДА 13:34, 09.04.2014

Владимир Родионов: "Не хочу перевозить "Автодор" в другой регион. Но предложения есть"

Владимир Евстафьевич, в каком состоянии команда подошла к плей-офф? В последних играх регулярного чемпионата за "Автодор" было тревожно.
- У меня, как у профессионала тревоги не было. Неудобно получилось, что на игру с "Новосибирском", которую мы неудачно сыграли, пришел губернатор Валерий Радаев. Я министра предупреждал, что ему не нужно приходить. Мы за два тура до этого уже обеспечили себе чемпионство в регулярном чемпионате Суперлиги и не хотели рвать жилы. Получилось, что только когда уже 30 очков "летели", разозлились как следует и почти сократили разрыв. Я вчера посмотрел команду на тренировке, и остался очень доволен. Ребята в отличном состоянии, даже не ожидал. Больных хватает — Котишевский с шеей мучается, небольшие проблемы у Стребкова. А так Артем Клименко в отличной форме, Федя Лихолитов — супер, сзади Фортсон отлично все тащит. Должно произойти что-то чрезвычайное, чтобы мы провалились.

Появилась информация, что Клименко активно интересуются клубы NBA. Будет ли он представлен на драфте в этом году?
- К нам уже приехал агент из Детройта, будет смотреть на Артема в работе. В NBA им интересуются около 15 клубов. Ему всего 18 лет, на драфт он имеет право выставляться до 22 лет, то есть у него есть целых 4 года. Сейчас он может поехать, показаться людям, а потом сняться. Таких больших, одновременно с этим умных, да еще и с хорошим броском ребят очень мало. Такой игрок будет за океаном звездой, вот увидите. В сборной России скоро все тоже будет на нем держаться. Не на Кауне, не на Мозгове, а именно на воспитаннике саратовского баскетбола Артеме Клименко.

Вернемся к раунду плей-офф. Какова вероятность победы в Супер-лиге и выхода в "Единую Лигу ВТБ"?
- Прогнозы не люблю и цифры тоже. Что касается соперников, то нет никого, кого мы бы не смогли обыграть. "Новосибирск" я лично увидел только под занавес сезона. У них нет "большого" игрока, система игры другая, значит и мы должны будем что-то придумать. Но "Новосибу" еще надо пройти "Урал", а это вряд ли.

Главная головная боль - это условия для участия команды в "Лиге ВТБ". Сможет ли "Автодор" и область их выполнить?
- Основных условия три — гарантия бюджета клуба в 200 млн рублей, зал, соответствующий всем требованиям, и возможность для качественных телетрансляций в прямом эфире. Со всеми этими позициями у нас проблемы, но, если задаться целью, то все можно решить. Для трансляций можно из Пензы технику пригонять, играть команда может в ледовом дворце "Кристалл". Там нужно отремонтировать раздевалки, повесить современное табло, положить на лед паркет. Так, например, совмещают хоккей и баскетбол в Нижнем Новгороде. Не сомневаюсь, что весь дворец на "Автодор" забьется полностью. Что касается денег, то у губернатора есть желание видеть в области супер-команду. Если быть честными, то сегодня только "Автодор" может гордо нести знамя саратовского спорта. Это не потому, что я такой хороший, просто так сложилось, что мы достойно пережили все самые тяжелые времена. Поэтому мальчиками для битья в "Лиге ВТБ" мы точно не будем, пристроимся сразу вслед за четырьмя-пятью лидерами. Костяк сохраним, добавим нескольких новых игроков. Темнокожего легионера возьмем, европейца белого сильного и все будет отлично.

Есть ли возможность подтянуть к формированию бюджета спонсоров или все бремя финансирования будет нести на себе область?
- Сейчас тенденция к тому, чтобы клубы полностью из бюджетов регионов или городов не кормились. Полностью это условие сейчас выполняет, пожалуй, только ЦСКА, в который много денег вкладывает частная компания "Норильский никель". Но у всех остальных частные капиталы это всего лишь условность. Например, "Локомотив" содержит РЖД, которую у меня язык не поворачивается назвать негосударственной. Нам чемпионат помогала проводить энергетическая компания. Как будет в следующем году, не знаю. Но даже 200 млн для нас это много, мы и со 150 млн отлично проживем.

Как думаете, их реально будет найти?
- Реально, ведь для волейбольного "Протона" и футбольного "Сокола" по 100 млн находят ежегодно, для "Кристалла" чуть меньше тоже находили. Принципиальное отличие "Автодора" в том, что мы можем играть на уровне даже с далеко не самым лучшим бюджетом. В прошлом году с десятым бюджетом по лиге мы стали третьими, в этом с седьмым выиграли чемпионат. Некоторые наши коллеги по лиге превосходят нас в деньгах в два, а то и в два с половиной раза, но толку от этого чуть. Мы за счет отличной школы умеем сами выращивать игроков и экономим на этом большие деньги. Играл человек у меня за 50 тысяч, ушел в аренду и стал получать 100 — сколько раз было именно так. Или иногда бывает как в случае с Лешей Вздыхалкиным. Мотался парень по разным клубам, нигде не задерживался. Потом пришел к нам и сейчас проводит лучший сезон в карьере. Те, кто от него отказались в своей время, уже просят отдать его обратно. Работа эта вроде незаметна, но "Автодор" стал самой зрелищной командой супер-лиги.

Когда станет ясно потянет Саратов или нет "Лигу ВТБ"?
- В мае, скорее всего, все уже будет ясно. У нас завершится плей-офф и независимо от результата надо будет думать о будущем сезоне, формировать состав. Пока наши шансы на "Лигу ВТБ", что касается финансирования, 50 на 50. Это тоже неплохо ... Поймите, цены диктую не я, это рынок. Есть игрок, у него буквально на лбу бирка висит с ценой. Хочешь его видеть у себя — плати ему эту сумму. У пятерых автодоровцев со мной подписан контракт на два года, так что в случае выхода в лигу ВТБ они останутся в Саратове. Если мы не выходим, то они вправе расходиться по другим командам. За ними уже очередь выстроилась.

В последний месяц многие обсуждают возможное решение правительства и минспорта о сокращении количества датируемых из бюджета профессиональных команд. Возможно "Автодору" будет попроще после того, как это произойдет?
- Мы на это не уповаем, но со своей стороны, могу оценить этот процесс положительно. Зачем выпрыгивать из штанов, если мы и правда не в состоянии всех содержать? Так долго держались за все клубы, наверное, потому что хоккей-футбол долгое время были партийными видами. С тех пор в мозгах так и засело, что как бы ни было трудно, но команды по этим видам должны быть всегда. К тому же, трибуны там большие, это социалка своего рода. Народ идет на стадионы, чтобы покричать, выместить то зло, которое может быть вымещено на площадях.

Честно говоря, возникает ощущение, что за счастливое будущее саратовского баскетбола вы бьетесь в одиночку ...
- Не в одиночку, конечно, но я привык к тому, что, чем выше ты поднимаешься, тем больше у тебя становится завистников и врагов. Люди нас любят, ходят на "Автодор" с удовольствием. Каким бы я не был закаленным, мне все равно неприятны истории вроде той, что произошла с Ландо, когда он начал советовать как лучше использовать "Звездный" и говорить о том, что "Автодору" там не место. Когда занялся серьезно "Автодором" все говорили, мол, Родионову бизнеса мало, он и здесь хочет наворовать. Сейчас, правда, так уже не говорят, знают, что я в спорт много вбухиваю своих денег. У "Автодора", например, есть небольшие проблемки по зарплате, и я залез уже в свой карман. На команду 1998-2000 года рождения, которая, я даю вам слово, будет всем в стране скоро "привозить" по 30 очков, потратил тоже неслабо. Но эти средства более, чем возвратные, я их вкладываю спокойно. Если Клименко уйдет в NBA, то я свой миллион долларов заработаю, и снова вложу в саратовский баскетбол.

"Автодор" "пережил" нескольких губернаторов. Кто-то из них болел душой за спорт по-настоящему ?
- С Дмитрием Аяцковым нас "раздружила" политика, и в противовес мне он начал тянуть "Сокол". У Павла Ипатова была одна любовь — волейбол. Больше ему ничего и не надо было. Валерий Радаев помнит меня еще по Хвалынску, где он руководил администрацией, а я тренировал ребят. Тогда я для него был величиной, мы часто встречались. Надеюсь, все это не будет пустым звуком. Мне жалко упущенного момента в аяцковское время. Если бы тогда у нас с ним появился контакт, то в области уже давно был бы большой баскетбол.

Никогда не возникало мысли бросить все и уехать? Ведь вас и команду наверняка приглашают многие более благополучные в финансовом плане регионы.
- У "Автодора" уже есть предложения о переезде из двух городов. Но я, как задумаюсь об этом, мне страшно становится. Жене сказал, она тоже в шоке от такой перспективы. Маленьких в любом случае не брошу, но мотаться туда-сюда, если "Автодор" переедет, будет тяжело. Меня Бог вознаграждает за все эти мучения хорошими молодыми игроками. Вот сейчас в команде младших появился потрясающий парень 2000 года рождения. Рост у него уже два метра, руки как лопаты, одарен физически, обучаем. Машина! Мужик! Строю команду теперь вокруг него. Парень заболел баскетболом, забросил все остальное, включая школу. Пришлось надавить, пригрозить отлучением от тренировок. Для мальчиков это самое страшное наказание, поэтому он сразу побежал учиться. На английский тоже налег, я ему напомнил, что в NBA без языка никак.

Вы один из лучших специалистов в России по подготовке молодых баскетболистов и спортивной селекции. Не возникало идей как-то централизовать этот процесс? Может быть, открыть спортивную школу вашего имени?
- В Саратове на самом деле лучшая баскетбольная школа в России, и с этим уже никто не спорит. Я могу доказать это с цифрами в руках. Москва и Московская область за двадцать лет не подготовили столько известных игроков, сколько один скромный провинциальный клуб "Автодор". Моня, Хряпа, другие понимают, что для них здесь было сделано, понимают, что такое "Автодор". Власть думает, что все это может продолжаться бесконечно. Министр спорта Наиля Бриленок уже прямо говорила, мол, давайте что-то успеем сделать, пока Родионов жив. Я в город несколько раз выходил с инициативой отдать мне в управление спортшколу на Ильинской площади. Построил бы там зал и гостиницу, чтобы детские команды со всей страны могли за дешево приезжать к нам на турниры. Так система устроена в Москве, работает она отлично. Но добро мне все равно не дали. Мечтаю подключить к этому общественников уже более серьезно. Может быть, что-то и выгорит. Вы меня спрашивали про врагов и завистников, но я все равно считаю, что доброжелателей у Родионова, "Автодора" и всего саратовского баскетбола больше. И это то, чем я на самом деле горжусь.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-04-09/3208.html