ФОКУС ГОРОДА 10:23, 13.02.2015

Оставят без "копейки". Эксперты не исключают учащения "низкотехнологичных" угонов во время кризиса

В условиях, когда запчасти и комплектующие к автомобилям, как импортным, так и отечественным, сильно дорожают, новый стимул к развитию получает черный рынок. А туда поступают в том числе детали угнанных и разобранных машин.

Пока официальная статистика не отражает повышенного интереса похитителей к средствам передвижения. В России в 2014 году их было украдено на 2,6% меньше, чем годом ранее. Областное управление ГИБДД эту тенденцию подтверждает. По итогам прошлого года было зафиксировано 648 случаев незаконного завладения транспортными средствами, а это на 7,8% меньше, чем в 2013-м. Причем если в позапрошлом году в течение года не удалось найти 139 единиц техники, то в прошлом — 100.

Как отмечает начальник отделения розыска УГИБДД Виталий Капцов, в январе этого года снижение количества хищений и угонов авто продолжилось — фиксируется почти в 2 раза меньше преступлений в этой сфере, чем в прошлом году. По его мнению, количество угонов вряд ли зависит от экономических факторов — с 2009 года автопреступность в регионе неуклонно снижается.

Наибольшей популярностью у местных похитителей пользуются модели ВАЗ (74% всех преступлений). Причем большая часть из них, 78% — это старые модели, начиная с "копейки" и заканчивая "девяткой". Еще 10% приходится на другие отечественные машины - "Москвичи", "Волги" и т. д. Подавляющее большинство похищенных машин (84%) имеют возраст больше 5 лет, тогда как свеженькие автомобили, которым менее года, занимают всего 3%.

Очень часто владельцы "классики" не только не ставят никакие противоугонные препятствия на свои автомобили, но просто оставляют их на улице, где они и становятся легкой добычей воров. Чаще всего их крадут для того, чтобы потом продать на запчасти или в металлолом, однако до реализации этого замысла дело доходит не у всех. Поэтому когда автоворов ловят, доказать именно кражу правоохранителям сложно, приходится вменять преступникам угон.

Чаще других в Саратовской области крадут ВАЗ-2114. На конец года в розыске оставалось 25 таких автомобилей. В ГИБДД не исключают, что их могли угонять целенаправленно, "по заказу". В прежние годы объектами таких серийных краж становились "Дэу Нексия" и "Хендай Акцент".

Доля иномарок в общей статистике краж несколько выросла за год — с 12% до 16%. Дорогие иномарки, такие как "Хонды", "Фольксвагены", "Мазды", "Субару" и проч., оборудованы хорошей сигнализацией и вскрыть их за 5 минут нельзя. Однако в то, что в регионе орудуют вооруженные новейшей техникой взломщики-профессионалы, умеющие нейтрализовать охранную систему, в ГИБДД не верят. Чаще всего злоумышленники просто выкрадывают ключи.

Такие заграничные авто застрахованы по КАСКО, и их владельцы получают солидную компенсацию после похищения. Это наталкивает на мысль о том, что собственники автомобилей заявляют о краже, в то время как сами продают машину "налево", получая таким образом двойную выгоду. УГИБДД за последние годы удалось выявить такую мошенническую схему только однажды. К слову, во время финансового кризиса 2009 года страховщики отмечали рост угонов именно застрахованных машин.

В снижении числа угонов свою роль играет и то, что водители все-таки все более ответственно подходят к безопасности своего автомобиля. Это видно и по статистике: доля машин, оборудованных сигнализацией, среди угнанных выросла за прошлый год с 14 до 25%. Другой вопрос, насколько действенны противоугонные средства и насколько предусмотрительно ведет себя сам владелец.

В магазинах, продающих противоугонки, роста продаж этих компонентов не ожидают. "В ближайшее время повышения спроса на охранные системы мы не ожидаем. Цены на комплектующие выросли довольно серьезно, и потребители не горят желанием  покупать что-нибудь еще", - рассказали "Фокусу" в центре автомобильной безопасности "Автопейдж".

Правоохранители надеются, что экономические пертурбации никак не скажутся на уровне преступности. Хотя очевидно, что доходы, в том числе и "серые", будут уменьшаться, кто-то и вовсе может потерять постоянный заработок. А это значит, что соблазн совершения противоправных действий тоже будет усиливаться. Особенно велика вероятность роста "низкотехнологичных" угонов и ограблений.

Единственное, в чем уверены автоинспекторы, — необходимо сохранять бдительность и не рассчитывать, что с вашей "ласточкой" ничего подобного не случится. Они еще раз советуют не оставлять автомобили на улицах и во дворах домов, не брезговать простейшими механическими противоугонками и вообще быть как можно менее легкомысленными в обращении с автомобилем, чтобы не давать повода кому-то нажиться на своей беспечности.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-02-13/4014.html