ФОКУС ГОРОДА 10:27, 20.05.2015

"Стальной скок" в Саратове. Любовный треугольник как двигатель прогресса

Эксклюзивность произошедшего подчеркивает тот факт, что даже ноты для исполнения балета найти было крайне сложно. В свободном доступе их нет. Пришлось худруку и дирижеру театр Юрию Кочневу заказывать партитуру в музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве.

Сергей Прокофьев создавал "Стальной скок" в годы увлечения супермодным течением 1920-30-х гг. – конструктивизмом. Идеологом советского авангардизма, который и включает в себя конструктивизм, был Владимир Маяковский. Этот метод предполагал диссонирущие гармонии, механическое движение и полный отказ от какой-либо эмоциональности. Новаторы провозглашали неприятие "искусства ради искусства". Искусство должно служить производству, а производство – народу. И минимум стремления к эстетическому удовольствию.

Удивительно, но при всей рубленности музыки Прокофьева, она отнюдь не кажется лишенной эстетики. За основу "Скока" он взял лирические русские народные песни и даже частушки. Для того, чтобы фольклор перестал быть таковым, пришлось "вытащить" из него все самое сильное и волевое, что только может содержать народная музыка.

Балет состоит из двух картин, которые содержат 11 частей. В оригинальном либретто действия происходят на вокзале, базаре и фабрике, а главными действующими лицами становятся Матрос и Работница, чувства, которых оживают ровно тогда, когда в полную мощь начинает работать и фабрика. К ним "прилагаются" комиссары, пожарные, мешочники, продавцы и т.д. Балетмейстер-постановщик саратовского театра Кирилл Симонов переосмыслил балет по-новому. На сцене появляется любовный треугольник. Властная бизнесвумен (Наталья Колосова) и романтическая девушка (Юлия Танюхина) никак не могут поделить донельзя привлекательного мужчину (Алексей Михеев). При этом у балерины в строгом черном одеянии имеется еще 5 воздыхателей, а у ее соперницы - 5 подруг. Никаких отсылов в советскую тематику ни в сценическом оформлении, ни в костюмах героев нет, впрочем, даже при отсутствии этого они предстают именно такими, какими их, наверное, хотел видеть Прокофьев – крошечными и очень похожими винтиками на фоне мощной машины.

Одноактный балет длится всего 35 минут, но за это короткое время Кирилл Симонов успел выжить все соки из артистов. Танцовщики движутся в бешеном темпе на радость требовательному постановщику и завороженной потрясающей энергетикой публике.

Ну а тем, кто все же не придет в восторг от авангардистской постановки, будет, чем утешиться в этот вечер, но во втором акте. После смены декораций на сцене будет представлена классическая "Кармен-сюита".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-05-20/4211.html