ФОКУС ГОРОДА 10:06, 29.05.2015

"Разлом Сан-Андреас". Заметки киномана

Разлом Сан-Андреас, тем временем, – вполне реальная граница тихоокеанской и североамериканской литосферных плит. Она действительно проходит вдоль побережья по территории Калифорнии и вызывает землетрясения, в частности, и в Сан-Франциско. Самое знаменитое из них произошло в 1906 году. А в 2006 году ученые объявили, что происходящие в разломе процессы могут вызвать толчки силой 7 баллов по шкале Рихтера и выше в самые ближайшие годы.

И всё это у Голливуда буквально под боком, так что тема напрашивалась. Роланд Эммерих, создатель "эталона жанра", с фильмами-катастрофами, может, официально и завязал в "2012". Но дело его живёт и продолжается.

Продолжает его Брэд Пэйтон ("Путешествие 2: Таинственный остров", "Кошки против собак: месть Китти Галор"), и если что в его фильме выдержит любой удар стихии, так это сценарий. Он крепок, прочен, написан чётко по учебнику и, безусловно, состоит из штампов чуть более, чем полностью. Но когда всё на экране рушится, такая стабильность даже несколько радует.

Не самый глубокий, но вполне приятный персонаж Дуэйна Джонсона ("Неудержимые 2-3", "Геракл", "Форсаж 5", "Кровью и потом: Анаболики") работает в американском эквиваленте МЧС. У него есть жена (Карла Гуджино, "Город грехов", "Дети шпионов"), только она уже почти совсем бывшая, потому что у неё есть новый бойфренд с личным самолетом. А ещё у него есть дочка (Александра Даддарио, "Перси Джексон и похититель молний", "Перси Джексон и море чудовищ", сериал "Настоящий детектив") и семейная трагедия в прошлом.

Общественная трагедия в настоящем – землетрясение, эффектно разрушающее ту самую дамбу Гувера на реке Колорадо, которую любят показывать в кино, мешает ему повезти дочку в колледж. Поэтому её, бедняжку, везет этот самый бойфренд на самолете. Но когда Сан-Франциско начинает трясти, и дочурка оказывается прямо-таки "заложницей" (здесь мог быть ваш Лиам Ниссон), этот негодяй её бросает.

Хорошо в такой ситуации иметь папу-работника спасательной службы, который хоть из-под земли достанет. И бывшего мужа такого тоже иметь неплохо – он в случае чего снимет с крыши трещащего по всем швам небоскреба в Лос-Анджелесе на служебном вертолете. И, радостно наплевав на служебные обязанности, полетит спасать дочку!

Эту семейку можно поместить хоть к разлому Сан-Андреас, хоть в кино, где бушуют японские ящеры на букву "Г", хоть к трансформерам, злым, добрым и динозавро-образным. Или даже в "День независимости", в "Идеальный шторм" или в "Послезавтра". Потому что всё давно уже не про преодоление стихий, а про семью! Главное – спасти дочурку, ну, и жену тоже можно вернуть.

И это было бы невыносимо скучно, но, во-первых, Дуэйн Джонсон обладает прямо-таки олдскульной харизмой, и на него в любой роли интересно смотреть (Хотя помощь утопающему он мог бы и лучше изучить). Во-вторых, и другие актеры, несмотря на непрописанные характеры, тоже вполне себе что-то играют. Особенно, здесь радует дочка, потому что это не традиционная схематичная девица-которую-надо-спасти-пока-она-визжит-от-ужаса. Она ко второй части картины легко и непринужденно перетаскивает одеяло повествования на себя, успев попутно закадрить хорошего британского мальчика с братиком и несколько раз их спасти.

В-третьих, сценарный принцип "это были ещё только цветочки" здесь так грамотно перемежается передышками в виде трогательных семейно-романтических сцен, что раздражать начинает уже ближе к финалу. Но местная стихия не желает быть фоном для человеческих драм. Небоскребы рушатся так, что Халк нервно курит в сторонке. (Отдельные здания, кстати, словно принесли из свежих "Мстителей" с помощью Ctrl+C- Ctrl+V). Выражение "как карточные домики" не передает и половины ужаса происходящего. Больше всего достается Сан-Франциско. Хотя Лос-Анджелес тоже порядком треплет, и надпись "Голливуд" обязательно разрушат в качестве привета Эммериху и Ко. И трещину в земле, символизирующую разлом, покажут. (Хотя на самом деле, движение этих конкретных тектонических плит идет не от друг друга, а вдоль. Поэтому такого разлома в реальности быть не может). И это только подземные толчки! Есть же ещё цунами!

В общем, поклонникам фильмов-катастроф посвящается. Также можно туда сходить тем, кому хочется пощекотать нервы или чтобы представить ужас трагедии в Непале.

Вопросы по физике и логике к фильму, разумеется, есть в изобилии. Землетрясение тут, естественно, аттракцион, а не реалистичная модель (И никаких особых человеческих жертв не покажут). Но лодки, плавающие по затопленным городам с обломками небоскребов, словно это тихая заводь, лодки, переплывающие гигантскую волну, эти же лодки, врезающиеся на полном ходу в окна небоскребов и остающиеся целыми, – это всё-таки перебор.

Зато в кои-то веки в происходящем виноваты не люди. И единственная мораль, которую можно извлечь из происходящего, – не забывайте правила поведения при землетрясениях! А ещё лучше сидите на своей Восточно-Европейской равнине, спокойной в тектоническом плане, и не рыпайтесь.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-05-29/4235.html