ФОКУС ГОРОДА 15:30, 13.10.2015

Вуз неограниченных возможностей. В СГУ создают условия для обучения особых студентов

По крайней мере, обеспечение равного доступа к образованию сегодня становится одним из приоритетов для учреждений высшей школы. К такой мысли можно было прийти на Международной научно-практической конференции "Социокультурная интеграция и специальное образование", которая состоялась в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского 9-10 октября.

Одной из центральных тем конференции стало именно инклюзивное образование. Участие в научном мероприятии приняли гости из более чем двух десятков регионов России, а также из Германии, Латвии, Беларуси, Болгарии, Чехии, Азербайджана, США. Активно поучаствовали в конференции представители Санкт-Петербургского педагогического университета имени Герцена — научно-образовательного центра, стоящего на переднем краю инклюзивных методик и являющегося разработчиком новых федеральных стандартов обучения инвалидов. Эти методики сегодня активно внедряются и в самом СГУ.

— Инклюзивное образование как один из важнейших аспектов всей системы профессионального образования ставит перед нами много важных задач. Среди них – социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что включает в себя и психологическое, и педагогическое, и организационное сопровождение. Это большое внимание к жизнеустройству и решению бытовых проблем, социальной и материальной помощи людям с ОВЗ. В СГУ для этого создан Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, всестороннюю поддержку которого получают свыше 130 обучающихся с ОВЗ, среди них 10 обучаются по программам среднего профессионального образования, четверо поступили в аспирантуру, остальные обучаются по программам бакалавриата и магистратуры, - рассказала на конференции проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе СГУ Ольга Нестерова.

Классический университет широко раскрыл свои двери для абитуриентов с ограничениями по здоровью. По словам руководителя Центра инклюзивного сопровождения Светланы Кузнецовой, работники Центра взаимодействуют со школами города и области, с профильными ведомствами, чтобы получить информацию об особых выпускниках, которые хотели бы получить высшее образование в СГУ. По законодательству РФ особое право "на прием на обучение за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы".

— Мы их обзваниваем, расспрашиваем, какие им нужны особые условия для поступления, подготовки к поступлению, обучения, и стараемся все их потребности удовлетворить, - говорит Кузнецова. — Отдельная образовательная программа для них не разрабатывается, но имеющаяся адаптируется с учетом особых образовательных потребностей того или иного обучающегося, составляются индивидуальные планы и графики. Мы используем дистанционные формы обучения для тех, кто не может придти на занятия или кто может заниматься в определенные дни из-за курса лечения. Например, для колясочников приезжать в вуз — проблема, тем не менее, четверо из них учатся у нас, причем один - в Институте физкультуры и спорта. Он — чемпион России по пауэрлифтингу, работает тренером в центре реабилитации «Парус надежды» и хочет получить соответствующее образование.

В университете разработан комплексный план развития инклюзивного образования. Он включает, например, подготовку кураторов и преподавателей к работе в группах, в которых есть студенты с ОВЗ. В вузе, по данным за прошлый учебный год, насчитывалось 66 таких групп. Их кураторы получат необходимые знания по работе с особыми студентами. Кроме того, планируется, что учащиеся с ОВЗ смогут получать поддержку от тьюторов. В Министерстве образования и науки РФ пока не определились, как должна быть построена их работа, и в ожидании рекомендаций в вузе прибегли к помощи студентов. Из их числа выбрали волонтеров, к которым учащиеся с ОВЗ могут обратиться с вопросами. Тьюторы также проходят специальную подготовку, погружающую их в среду инклюзивного образования.

Кроме того, особым студентам всегда готовы помочь в Центре инклюзивного сопровождения, где работают методист, психолог и профконсультант по вопросам медицинского обеспечения. На личное участие в их судьбе нацелены заместители деканов по социальной сфере. От руководства факультетов требуют входить в положение каждого из таких студентов и делать все возможное, чтобы дать им шанс продолжать учебу.

Вуз заключил соглашение о сотрудничестве с центром по обучению и реабилитации инвалидов «Парус надежды». Сотрудники Центра реабилитации участвуют в  научных исследованиях совместно с преподавателями  факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ. В свою очередь студенты и сотрудники вуза могут пройти реабилитацию в «Парусе» без отрыва от учёбы и работы. Сотрудничество помогает сблизить теорию с практикой, а учебу дополнить коррекционными курсами.

СГУ продолжит работу по устранению физических барьеров, стоящих перед инвалидами. Для этого планируется реализовать в ближайшие годы программу по созданию элементов доступной среды в зданиях университета. Так, 11-й корпус планируется оборудовать необходимыми средствами для передвижения колясочников – они чаще всего выбирают филологический или исторический профиль. В то же время 12-й корпус будет оснащен средствами навигации для слабовидящих и слепых, среди которых многие поступают на психологические направления. Более серьезные усилия потребуются, чтобы обеспечить доступность старых корпусов и библиотеки, которые строились задолго до зарождения идей «доступной среды» и инклюзивного образования. Комплексный план учитывает, что работа всего вузовского организма будет приспосабливаться к нуждам особых студентов.

В самом начале обучения  их будут тестировать специалисты сектора профориентации и социальной адаптации – это поможет абитуриенту лучше рассчитать свои способности и силы. Часть студентов с инвалидностью получает образование для собственного развития, но некоторые из них нацелены на освоение профессии и дальнейшую работу – в этом им поспособствуют сотрудники Центра содействия трудоустройству выпускников СГУ.

Философия инклюзивного образования заключается в том, чтобы как можно меньше подчеркивать особенности студентов с ОВЗ. По словам Светланы Кузнецовой, они сами хотят ощущать себя обычными студентами. Большинство из тех, кто попадает в эту категорию, имеет соматические заболевания, и внешне их нельзя отделить от остальных. Задача специалистов по инклюзии – снять как можно больше внешних ограничений для них.

В СГУ студенты с ограничениями по здоровью участвуют и во внеучебной деятельности – занимаются музыкой и пением в студенческом клубе, имеют возможность отдохнуть в санатории-профилактории. Вуз открывает для них двери во внешний мир. Семеро студентов участвуют в программе сетевого обучения в Московском психолого-педагогическом университете: часть дисциплин они изучают дистанционно, а затем сдают по ним экзамен в Саратове.

В сентябре студентка 3-го курса факультета ППиСО Екатерина Горина победила в русско-турецком кулинарном конкурсе для незрячих «Вкус Востока на кончиках пальцев». Она выиграла туристическую путевку в Турцию.

— В конце октября двое студентов с проблемами зрения в сопровождении наших сотрудников отправятся на стажировку во Францию, в университет Клермон-Ферран. Один из студентов учится в Институте филологии и журналистики на отделении французского языка, поэтому для него это языковая практика, а второй студент получит стажировку по направлению «Психология». Первый будет переводить второму. Думаю, это очень хорошее дело — на 10 дней погрузиться в языковую среду и получить такую стажировку, — рассказала Кузнецова.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-10-13/4506.html