ФОКУС ГОРОДА 10:44, 15.01.2016

"Омерзительная восьмерка". Заметки киномана

Январь вообще внезапно оказался богат на кино, где действие происходит на заснеженных просторах США – "Восьмерка" вторая подряд после "Выжившего". Её название толсто намекает на классический вестерн "Великолепная семерка". Загвоздка в том, что основных героев в фильме Тарантино, строго говоря, больше восьми. Но он захотел восемь, потому что это ещё и его восьмой полнометражный фильм, поэтому в названии стоит восемь. Такой вот он забавный режиссер.

Сходство с легендарным фильмом, в любом случае, заканчивается на названии. Нет, пардон, оно заканчивается после титров, стилизованных под старые вестерны с характерным шрифтом, длинным планом-"открыткой" и заглавной темой от (самого!) Эннио Морриконе. К "Великолепной семерке" он ничего не писал, конечно, но он обязан известностью спагетти-вестернам. Этакая живая киноотсылка).

Работа над фильмом, фото kinodrive.com

Значит, штат Вайоминг, конец географии, зима. Охотник за головами (тот, что получает деньги за поимку разыскиваемых преступников. Никаких индейцев и скальпов! Это было в "Выжившем"), похожий на Михалкова, который только что вылез из экранизации чего-нибудь Островского в огромной шубе и шапке (Курт Рассел, "Силквуд", "За бортом", "Мечтатель"), везет преступницу (Дженнифер Джейсон Ли, "Одинокая белая женщина", "Долорес Клэйборн") в город, где её повесят, а ему за её поимку дадут много денег. На пути он встречает другого охотника за головами (Самюэль Л. Джексон, "Kingsmen: секретная служба", "Мстители", "Звездные войны" 1-3 и пугающее количество фильмов Тарантино) и будущего шерифа (Уолтон Уоггинс, сериалы "Щит", "Сыны анархии") городка, в который они направляются. После тщательных допросов их неохотно пускают в дилижанс, потому что надвигается снежная буря.

Поскольку её не обогнать, они останавливаются в "Галантерее Минни", которая является скорее придорожным трактиром. Там уже сидят ещё три путника, пережидающих непогоду, и мексиканец, который якобы заменяет уехавшую по делам хозяйку.

Герой Курта Рассела убежден, что кто-то не тот, за кого себя выдает. И он прав. Так вестерн превращается в камерный детектив, Самюэль Л. Джексон в шинели офицера армии Севера и с личным письмом от Линкольна – в местного Пауро, а псевдо-"Великолепная семерка" – сначала в "Убийство в Восточном экспрессе", а потом и вовсе в "Десять негритят". "Пуаро" даже собирает (живых) героев перед собой, чтобы рассказать им, кто (из них) убийца. Хорошо хоть, дворецкого нет.

Вестерн, в котором сюжет движется с помощью диалогов на протяжении нескольких часов – это, как вы понимаете, редкость. Но с драматургической точки зрения тут действительно натуральный детектив Агаты Кристи, только с фонтанами кровищи, потому что это Тарантино.

Вдобавок, как любой фильм этого режиссера, это ещё и черная комедия. Замечательные диалоги, неполиткорректные шуточки и ирония льются рекой. Тут специфическая живая и напряженная, но при этом несколько комичная атмосфера. Огромный хронометраж Тарантино осваивает легко и не без изящества. Он виртуозно рассказывает историю, держит паузы, нагнетает напряжение и, разумеется, любовно цитирует фильмы столь дорогой ему категории Б.

Это получается так захватывающе ещё и потому, что как режиссер он замечательно выбирает актеров, а потом так же хорошо с ними работает (со многими и не по разу). Действующих лиц тут хватит на отряд для "Властелина колец", но все герои живые, выпуклые и интересные.

Даже несколько жаль, что все это тщательно выстроенное полотно закончится так, как кончается любой фильм Тарантино. В восьмой раз "кровавая баня" в качестве развязки конфликта кажется уже самоповторением. Особенно потому, что последователи и поклонники, вроде режиссера "Kingsman: секретная служба", научились делать это не хуже.

Фото allbestmovies.ru

В итоге складывается ощущение, что легендарный киноман не хотел ни о чем высказаться, что всё это было именно ради финального кровопролития. Хотя при желании, тут можно найти массу тем. Например, ещё одну кинематографическую месть за реальное зло, как в "Бесславных ублюдках" или в "Джанго освобожденном". Один темнокожий среди белых и напряжение, которое от этого возникает, демонстрирует незажившие на тот момент раны после Гражданской войны в США. Опять же, такой главный герой в преимущественно "белом" жанре — это не то, чтобы революционно, но можно трактовать как политическое высказывание. В классических вестернах о войне между Севером и Югом говорят немного, а о проблемах бывших рабов и того меньше. Они либо второстепенные герои, либо жертвы. Персонаж Джексона на этом фоне выделяется, и с генералом-южанином в исполнении Брюса Дерна у него весьма показательный конфликт. При этом его тут уж точно не идеализируют. Он полноправный член восьмерки в том, что касается отвратительности. А в героях её хватает: честь и достоинства тут весьма сомнительные, зато жестокости, притворства и беспощадности у каждого хоть отбавляй.

Но в Тарантино необязательно искать смысл, тем более, что он сам же его первый высмеет. К чему он относится серьезно, так это к кино. Он упорно не любит цифровой формат, поэтому "Омерзительную восьмерку" сняли на старые пленочные камеры по технологии  Ultra Panavision 70, и отдельные счастливчики могли увидеть её, воспроизведенную, как в старые добрые времена. Но не переживайте, копии в "цифре" тоже хороши. Благо оператор тут не абы кто, а трехкратный обладатель премии "Оскар" Роберт Ричардсон.

А Квентина Тарантино можно не любить, но нельзя отрицать, что он любит кино, и это взаимно. И до "титула" режиссера вестернов ему уже совсем недалеко.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-01-15/4681.html