Новый Кодекс значительно изменяется по объему и содержанию. Например, в его проекте содержится принцип презумпции невиновности для водителей. Данная поправка даст возможность водителям отстоять свою позицию в случае возникновения конфликтной ситуации. Этот принцип содержится в Конституции, но сложилось мнение, что применяться он должен только в уголовных процессах.
Авторы инициативы подчеркивают, что сейчас рассмотрение дел об административных правонарушениях носит формальный характер, зачастую, проходя по одному отлаженному сценарию, где решающим фактором является не всегда правильно составленный протокол.
Презумпция невиновности, содержащаяся в новом КоАП, запрещает обвинять гражданина в правонарушении до тех пор, пока его вина не будет доказана. Кроме того, лицо, чья вина не доказана, не обязано доказывать свою невиновность.
По мнению зампредседателя профильного комитета Госдумы Дмитрия Вяткина, благодаря новому кодексу, разбирательство дел об административных правонарушениях должно стать по-настоящему состязательным. По его словам, в новом кодексе процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях прописаны более детально, одного только протокола для наказания спящего в своем автомобиле пьяного водителя будет недостаточно.
В законопроекте правонарушения разделили на три категории: грубые, значительные и менее значительные.
Также в новом кодексе об административных правонарушениях изменится структура и постатейная группировка нарушений правил дорожного движения.
"В Госдуме также рассматривают вновь предложенную ГИБДД инициативу о возвращении к системе накопления штрафных баллов. Данная система уже применялась, в 90-е годы", - поясняет специалист юридической компании "Маркелов Group" Зиннатулина Ольга. - Суть ее заключается в следующем: водитель, накопив определенное количество баллов за некоторые нарушения ПДД, лишается прав. Баллы по такой системе начисляются и за нарушения, штрафы по которым оплачены. Но и минусы такого нововведения имеются. Введение данной инициативы заставит автовладельцев полностью зависеть от сотрудников госавтоинспекции. Что, в свою очередь, может существенно повысить уровень коррупции на дорогах".