ФОКУС ГОРОДА 10:28, 20.05.2016

"Люди Икс: Апокалипсис". Заметки киномана

Супергерои в этом году вообще не успеют набить оскомину только тому, кто редко ходит в кинотеатры. "Первый мститель" вычищает карманы почтенной публики ещё только пару недель, а тут уже очередная экранизация комиксов подоспела, и это снова вселенная "Marvel". (Ещё чуть-чуть, и они начнут выходить с периодичностью сериалов). И в ней тоже толпа героев, а для понимания сюжета нужно было смотреть предыдущие две, а то и пять серий.

Пока Мстители в настоящем времени спасают мир и бьют друг другу лица, мутанты в 1983 году приходят в себя после "Дней минувшего будущего" — второго фильма перезагруженной франшизы.

Историческая справка: старая франшиза — это где Патрик Стюарт играет профессора Ксавье, а Йен МакКеллен — Магнито. В ней два эпизода из трех снял режиссер Брайан Сингер ("Возвращение Супермена", "Джек — покоритель великанов"). Новую франшизу начал Мэттью Вон с фильма "Люди Икс: Первый класс", где профессором Ксавье стал Джеймс МакЭвой ("Грязь", "Искупление", "Пенелопа"), а Магнито — Майкл Фассбендер ("12 лет рабства", "Стыд", "Стив Джобс").

Фото inetoboz.com

Видимо, заметив, что мутанты снова стали мейнстримом, Брайан Сингер вернулся в их вселенную и снял "Дни минувшего будущего", который своими событиями перечеркнул три фильма старой франшизы. (У вас уже идет голова кругом? А разговор про фильм ещё не начался!) Он вернулся и для "Людей Икс: Апокалипсис". И то ли ему с новыми героями работать неохота, то ли студия требует знакомых... Словом, он вернул сюда персонажей из старой франшизы — Джин Грей, Циклопа и Шторм (только теперь они все молодые). И принялся творить апокалипсис.

Апокалипсис — это человек, точнее, мутант, а не событие. Он прожил много тысячелетий, переселяясь из тела в тело (при этом приворовывая способности доноров тела). Но в Древнем Египте против него организовали заговор, и он оказался погребенным под руинами пирамиды. Так бы он там и дальше валялся, если бы какие-то современные египтяне не начали ему поклоняться. В итоге, проснулся и он сам, и его непомерное самомнение. Он-то считает себя богом. А с тех пор, как он уснул, противные слабые люди не просто забыли его. Они вообще тут, негодяи такие, цивилизацию свою завели, пару сверхдержав организовали, и ядерное оружие создали. И телевизор!

Апокалипсис, или для своих Эн Сабах Нур, решает все исправить (читай: "убить всех слабых, если не все живое"). Почему? А потому что такой вот у него характер! "Я бью женщин и детей, потому что я красавчик, потому что я сильней, и они не могут сдачи дать"(с).

Фото scifidaily.ru

Но парень просчитался. Женщины, вроде Мистик (Дженнифер Лоуренс, "Голодные игры", "Мой парень – псих", "Джой"), и дети-мутанты, которые учатся в школе профессора Ксавье, вполне себе могут и намерены дать ему сдачи. И мужчины тоже. И материального ущерба человечеству они нанесут не меньше, чем Мстители.

Брайан Сингер вообще режиссер сомнительного таланта, и сложный и неоднозначный мир, который был в "Первом классе", он превратил в кашу-малашу в "Днях минувшего будущего". Теперь он, по крайней мере, слегка угомонился и выбрал сюжет без скачков во времени. И можно не только успевать следить за его развитием, но и проверять сообщения в телефоне, потому что история затянута, а ритм неровный: то долго и нудно сводят вместе персонажей, то долго и нудно крушат мир а-ля Роланд Эммерих и Майкл Бэй. Крушение мира при этом, может, и выглядит, как в фильме-катастрофе, но эмоционального воздействия не оказывает почти никакого. Все-таки тот жанр требует концентрации на разрушениях, а не на героях. А какое супергеройское кино без героев?

Сами они при этом не то чтобы слишком хорошо раскрыты. Апокалипсис (Джеймс Айзек, "Звездные войны: Пробуждение силы" "Внутри Льюина Девиса") словно вылез из "Стражей Галактики" и перекрасился в черный. Он, конечно, в меру страшный для абстрактного древнего ужаса. Но он злодей-архетип, никакой реальной личности ему не выделили. Поэтому, когда он стоит и вещает страшным голосом, все хорошо, а как только он начинает делать нормальные вещи в трехмерном пространстве, например, подходит и отходит от Магнито в Освенциме (ага, тут еврей-мутант разрушил Освенцим), он в своих эпичных черных сапогах и эпичных черных перчаточках смотрится смешно. Этакий недо-Дарт-Вейдер. Почему четыре мутанта вообще решили внезапно стать его преданными последователями — четырьмя "всадниками Апокалипсиса", если он не телепат, тоже слабо понятно. Потому что по сценарию положено?

Фото kino.prim.land

Три из четырех всадников апокалипсиса никакие. А четвертый — это Магнито. У него в начале одной стрелой убивают сразу двух любимых женщин — жену и дочь. И эта сцена, конечно, из разряда фантастики в плохом смысле. Но и сами жена и дочь у него настолько стандартно идеальные, что вместо них могли быть резиновые куклы. Вот интересно, если на экране жена будет ворчать из-за зарплаты или из-за того, что герой мусор не вынес, а дочка будет иногда капризничать и приносить из школы "двойки", никто не поверит, что их можно любить? Или если таких убьют, то не жалко?

Ещё Брайану Сингеру, видимо, не сказали, что Дженнифер Лоуренс умеет играть не только в "Голодных играх", поэтому здесь она откровенно "китнисс-эвердинит". А совершенно прекрасным в своих ролях МакЭвою и Фассбендеру режиссер опять дает полторы общие сцены за два с лишним часа хронометража. Молодые мутанты-школьники, конечно, неплохие, но и не так приковывают внимание, чтобы компенсировать пустую трату приличных старших актеров.

На кого в этом фильме действительно интересно смотреть, так это на мутанта Ртуть. Он мало того, что очень быстро движется, когда все остальные замирают, так ещё и единственный обладает чувством юмора!

Фото m.kinonews.ru

Сюжет проработан не лучше персонажей, а наивность некоторых моментов заставляет думать, что создатели держат зрителей за идиотов. Как только, знаете ли, герои хотят отправиться на боевую миссию, рядом оказывается боевой самолет, которым они умеют управлять, и шкаф со стильными костюмами их размера. При этом все суперзлодейки, разумеется, носят стриптизерские наряды, а вот хорошие мутантки закрывают все по горлышко. При этом они, как на подбор, красивые, стройные и могут уходить в модельный бизнес. Обычных людей там не держат, или это у них у всех такая коллективная мутация? Ой, стоп! Там же есть одна героиня-человек! И она последний раз появлялась в сюжете 20 с лишним лет назад. Думаете, она постарела или как-то изменилась? Что вы! Если кто-то не замер в своем развитии на 20-ти с хвостиком, он неудачник!

Со всеми своими недостатками "Люди Икс: Апокалипсис" все равно смотрится более лучше, чем "Бэтмен против Супермена". Но это очень низкая планка. Свежему "Первому мстителю" фильм проигрывает, а уж "Дэдпулу", который технически тоже относится ко вселенной Людей Икс, он сливает всухую. Эта картина хуже не только собственных приквелов, но даже старой франшизы, потому что разрушений-то тут больше, но они не впечатляют. Никакого смысла в происходящем, кроме затертой до дыр борьбы добра со злом, тут нет.

Поскольку понять, кто здесь кто и зачем, не посмотрев предыдущие части, нельзя, фильм адресован практически только фанатам. Любителям эпичных разрушений стоит подождать чего-нибудь еще. Ждать долго не придется. В каком экшн-фильме нынче не разрушают мир?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-05-20/4928.html