Уже год в России идет реформа сиротских заведений. Одно из запланированных изменений — переход к обучению сирот не в интернатах, а в общеобразовательных школах. В отдельных регионах детдомовцы уже ходят в школы вместе с домашними детьми, теперь так будет везде.
Агрессивное выживание
Перспектива совместного обучения насторожила некоторых родителей. На форумах они делятся опасениями, что теперь в школах начнутся драки, будут отнимать телефоны и деньги, потому что сироты станут завидовать детям, растущим в семьях. С другой стороны, взрослых беспокоит то, что детдомовцы могут превратиться в изгоев и одноклассники организуют их травлю.
По его мнению, совместное обучение вызовет множество сложностей, и первыми с ними столкнутся учителя. Педагогов не учили формированию коллективов смешанного типа, у них не предусмотрено на это время, им за это не платят. Кроме того, новые ученики могут повлиять на показатели работы учителей — освоенность предметов.
"Самое опасное в этой ситуации то, что сиротская эстетика направлена на агрессивное выживание, преобладает авторитет сильного из равных. У семейных детей нет проблемы выживания. По сравнению с детдомовскими они как в оранжерее. Для них ближе авторитет мудрого и старшего. При соединении столь разных парадигм более сильная детдомовская может задавить обычных детей", — беспокоится глава родительского комитета. По его словам, он бы не стал отдавать своих детей в класс, где учатся более двух детей из детдомов, и предпочел бы сменить школу.
Борьба с евгеникой
Эксперты, работающие с детдомовцами, видят в инициативе благо. Президент фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская напоминает, что детей из интернатов переводят в обычные школы уже не первый год. Причем процесс идет достаточно безболезненно. На сегодняшний день подобный опыт есть у многих школ.
Она признает, что переход не должен быть механическим: сирот нужно подтягивать по школьным предметам, а родителям их одноклассников стоит объяснять поведенческие особенности, которые могут возникать в данной ситуации, как можно нивелировать проблемы. Там, где учителя детских домов нашли общий язык с коллегами из школ, поговорили с ними, познакомили с детьми, все гладко. А если все пускают на самотек, то возможны разные ситуации.
Она признает, что возможны проблемы, связанные с социальной разницей, однако и сейчас в одном классе оказываются школьники с разными статусами: кого-то привозят на уроки с охраной, а других приводит пешком бабушка. И по словам психолога, изолирование группы детей приведет не к разрешению ситуации — менять ее нужно через отношение внутри коллектива.
Барложецкая убеждена, что социализация сирот в учебных заведениях необходима. "Это дети, которых недолюбили, которые ощущают себя брошенными и ненужными. Это будет проявляться в любой ситуации. Создание инкубаторских условий приводит к их дезадаптации. Детям нужно помогать, их нельзя изолировать. Иначе мы получим подростков, которые выходят в общий мир с огромным количеством тревог и страхов, не зная, что с этим делать. А тревоги и страхи всегда переходят в агрессию. Это не потому, что они плохие, а потому, что боятся и не знают, как по-другому, они защищаются", — уверена она.
Президент фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" соглашается, что школу нельзя воспринимать исключительно как место для получения знаний, школа также должна служить социальным лифтом.