ФОКУС ГОРОДА 16:01, 19.12.2016

Без грани. Искусствоведы рассказали об этюде-картине Боголюбова

Очередная статья  - о картине Алексея Боголюбова "Зима. Снежный занос" (1870-е годы).

Этюд Боголюбова "Зима. Снежный занос" относится к жанру пейзажа, одному из наиболее популярных жанров живописи. Пейзаж (франц. paysage, от рауs - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором изображена дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. 

"Зима. Снежный занос", Алексей Боголюбов

На картине изображена занесенная снегом железная дорога, паровоз и занесенный снегом небольшой домик на железнодорожной станции. Но художника интересует не столько этот сюжет, сколько состояние природы. Он передает последние лучи солнца перед надвигающейся темной тучей, которая несет с собой снежную бурю. Колорит этой работы построен на изысканном контрасте серых и охристых тонов. Обращение Боголюбова к обыденному мотиву, правдивая передача действительности позволяет отнести эту работу к реалистическому направлению.

Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов середины - второй половины XIX века. К сожалению, этот мастер до сих пор незаслуженно остается в тени имен крупных художников второй половины XIX века. Он начал свой творческий путь как яркий романтик и как художник, работавший в русле академического пейзажа, и позднее внес свой вклад в становление и расцвет русского реалистического пейзажа, при этом отчетливо выявив его связь с современным ему западноевропейским искусством. Большую часть огромного творческого наследия Боголюбова составляют пейзажи, в которых в зрелый период его творчества он выступает продолжателем традиций французских художников-реалистов барбизонской школы и К. Коро (со многими из них он был знаком лично), и одного из своих учителей, немецкого художника дюссельдорфской школы А. Ахенбаха.

Этюд "Зима. Снежный занос" близок к пленэрным этюдам барбизонцев. В этой работе удачно найдена мера натурной достоверности и художественного обобщения. Этот этюд можно назвать этюдом-картиной. Он является вполне законченным, самостоятельным произведением, в нем практически стерта грань между этюдом и картиной. В этом Боголюбов следовал данному еще в 1850-х годах совету французского художника К. Коро, о чем писал в своих воспоминаниях "Записки моряка-художника": "Садясь за этюд, всегда думать о его картиности". Такие работы были особо ценимы самим художником.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-12-19/5413.html