ФОКУС ГОРОДА 11:42, 07.02.2017

"Голос монстра". Заметки киномана

Экранизация одноименного романа Патрика Несса рассказывает про "мальчика, который слишком взрослый, чтобы быть ребенком, но слишком маленький, чтобы быть мужчиной". У его мамы (Фелисити Джонс, "Изгой-один. Звездные войны. Истории", "Вселенная Стивена Хокинга", "Инферно") рак. Она лечится, но лучше ей пока не становится. Поэтому дома у них то и дело появляется строгая бабушка (Сигурни Уивер, "Чужой", "Аватар", "Охотники за привидениями"), которая, мягко говоря, не вызывает у мальчика восторга. От его папы, который после развода с мамой живет в Лос-Анджелесе, тоже толку ждать не приходится. В школе мальчика либо травят, либо не замечают. Единственная отдушина — это рисование. И монстр, который приходит к нему, чтобы рассказать три истории и услышать одну взамен. Что он хочет услышать?

Фото startfilm.ru

Нельзя сказать, что местный монстр по-настоящему страшный, но маленьким деткам его не стоит показывать (внезапно в темноте). Он больше всего напоминает энтов (или "онтов") из "Властелина колец". Это старое тисовое дерево, которое словно бы встает из положения "свернувшись в клубок сидя". Что дерево тисовое — очень символично. Это символ смерти, потому что оно ядовито и в Британии очень часто растет на кладбищах.

В этой картине вообще очень много символов и сказочных элементов. Она напоминает "Лабиринт фавна" и прочие "детские фильмы для взрослых" Гильермо дель Торро. И еще, пожалуй, "Мост в Терабитию". Это тоже побег ребенка от реальности, но это важный и нужный побег, где он может выразить и пережить то, что творится в его мире.

Фото startfilm.ru

Деревянный монстр (которого в оригинале озвучивает Лиам Нисон) рассказывает сказки, да не простые, а неоднозначные. Такие, в которых не бывает хороших и плохих, все где-то посерединке. На мой взгляд, нужно ценить на вес золота картины, где ребенку говорят, что "люди — сложные существа, а некоторые вещи противоречивые, но, тем не менее, правда". Монстр как метафора детской ярости — это само по себе удачно и называет вещи своими именами. Но когда ярость не из-за того, что его заставляют есть овсянку и учить уроки, а потому что его мама умирает, и он ничего не может с этим поделать, это совершенно новый уровень искренности и готовность говорить об утрате и о настоящих чувствах, которые мы испытываем из-за нее. Такое не часто встретишь в условно "не-взрослом" кино. Да и во взрослом тоже.

Фото startfilm.ru

Это серьезная, глубокая и, что уж там, потенциально душераздирающая драма. Но не оскаровская нудятина, простите, фильм, состоящий чуть более, чем полностью, из человеческой жестокости и диалогов. Тут вам и говорящие деревья, и безусловно уместные спецэффекты, которые делают мысль выразительнее. Истории монстра выполнены в стиле акварельной анимации. И вообще, фильм явно сделан со вниманием к деталям, режиссеру удается держать ритм, а его работа с Льюисом МакДугалом, который исполняет главную роль, выше всяких похвал.

И все-таки, "Голос монстра" — не совсем детское кино. Не детское развлекательное, во всяком случае. Это не то, на что можно пойти с ребенком с ожиданием, что вы оба будете чувствовать себя радостно после сеанса. Но если у вас или у ребенка случилось что-то тяжелое в жизни, это самое то.

Впрочем, настоящий маленький человек вам для просмотра совсем не нужен. Утрата — тема универсальная, мы все с ней сталкиваемся. Так что, можете считать, что это для вас и вашего внутреннего ребенка, который, возможно, тоже накопил массу "неудобных" чувств и не знает, как с ними справиться. Потому что катарсис и освобождение здесь почти гарантированы. Если вы готовы позволить себе за них пострадать.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-02-07/5529.html