ФОКУС ГОРОДА 10:59, 10.02.2017

"На 50 оттенков темнее". Заметки киномана

Содержание предыдущей серии: есть филологическая дева Анастэйша (Дакота Джонсон, "50 оттенков серого", "В активном поиске") и Кристиан (Джейми Дорнан, "50 оттенков серого", сериал "Крах")  миллиардер с психологическими травмами, который любит бить женщин и делать вид, что это БДСМ. К началу второй части они расстались.

Этой девушке вообще везет в жизни на людей, которым плевать на ее мнение. Друг по колледжу, например, печатает ее огромные фотопортреты для своей выставки без ее разрешения. Но его некогда критиковать, потому что на выставку на всех парах прилетает ее бывший, и начинается...

Фото tvpartners.ru

Что с Кристианом Греем не так? Для начала на этой самой выставке наш серый миллиардер покупает все ее фото, "чтобы другие не пялились!" Это отношение к женщине, которая на момент диалога даже не является его девушкой (не то чтобы это оправдывало), как к собственности. Как к вещи. Не хочу, чтобы другие смотрели на мою цацку.

С выставки Кристиан выманивает жертву, простите Анастэйшу на "один разговор". К счастью, с прошлой части наша девочка, видимо, успела прочитать Интернет. Хочешь со мной отношаться? — спрашивает. — Давай тогда, как белые люди, без всяких контрактов и доминантских штучек.

Фото cosmo.ru

На что он тут же выдает свое коронное давай-но-моя-мама-проститутка-умерла-от-передозировки-когда-мне-было-4. Дорогой Кристиан, нам жаль, что это так случилось. Но в мире гораздо больше людей, переживших что-то ужасное в детстве, чем нам комфортно осознавать. И, поверь, далеко не все они преследуют наивных молоденьких девушек и затягивают их в построенные на насилии (не путать с БДСМ-практиками) отношения, как ты в первом фильме. А то, что ты сделал сейчас называется "давить на жалость".

Разумеется, она возвращается к нему. И начинается нормальная жизнь: он рычит на ее босса, они флиртуют с помощью таких пугающих жестов, как вырезание сердцевины сладкого перца ножом (вот это уже не на 50 оттенков темнее, а на все 100500) и занимаются сексом без контрацепции. Он хочет купить издательство, где она работает. Чтобы если она решит его еще раз бросить, она еще и без работы осталась. Анастэйша возражает, он ее игнорирует (так Кристиан делает постоянно). Вдобавок к этому он собирает на нее досье и хронически не отвечает на ее неудобные вопросы. И это показано как нечто само собой разумеющееся.

Фото kinomania.ru

Чтобы Кристиан смог передохнуть, насилием над Анастэйшей решает заняться ее босс. Причем, он резко переходит от вербального к сексуальному. К счастью, героиня успевает "сделать ноги", а наш миллиардер заставляет ее босса уволиться. А Анну внезапно повышают из ассистентов в редакторы. (Что гарантированно сделает ее популярной у коллег, да?)

Далее случается несколько неприятных эпизодов с аж (или всего) двумя его "бывшими" — сумасшедшей и героиней Ким Бессинджер. После некоторого количества вербального абьюза (он на нее наорал), наш герой падает на колени и признает, что никакой он не доминант, а просто садист и любит бить девушек, которые похожи на его покойную мать. Возможно, он не в курсе современной терминологии (его психиатр в фильме даже не упомянут, кстати), но за признание все равно спасибо.

Фото thr.ru

И чуть ли не в следующей сцене он начинает звать ее замуж. "Что неправильного она в этом-то нашла?", — возможно, думаете вы. Само по себе предложение не плохо, нездоровая здесь скорость. Героиня даже не успела толком переехать к нему (она не горела желанием, но он уломал), а он уже сбрасывает на нее такую бомбу. Она работает в его компании, так что ее жизнь во многом в его руках. Это ее первые отношения, она чудовищно неопытна во всем, кроме английской литературы. Ловить героя на манипуляциях она начала недавно, и пока все равно много чего пропускает. А значит, он заставляет ее принять очень серьезное жизненное решение в спешке. Это тоже техника контроля и манипуляции, а не великая вечная любовЪ(тм).

Если вы посмотрите фильм самостоятельно, вы, возможно, скажете, что я преувеличиваю, и что Кристиан действительно изменился. И в этом кроется самый страшный посыл, который "50 оттенков" заложат в вашу психику. Фильм преподносит происходящее как "исцеление любовью". То есть, вот жил такой миллиардер с несчастным детством, бил женщин, делал вид, что это БДСМ, но тут появилась ОНА. И исцелила его. Словно у нее тело выделяет неизвестное науке вещество "антиплохоповедин".

Фото neobychnyezdaniya.ru

Вот только мужчины (точнее, люди вообще. Будем справедливы) практикуют эмоциональное, вербальное и физическое насилие над женщинами (и не только) не потому, что у них мама была плохая, а потому что насилие помогает использовать другого человека так, как им удобно. Рабовладельцы в стародавние времена били свою рабочую силу не просто потому, что это весело, представьте себе! И абьюзеры не меняются от любви жертвы.

Картина, которая в подобном обманывает зрителя, опасна. Она говорит, что если он тебя бьет, то а) любит, б) ТЫ его недостаточно любишь, раз он не перестал. У Анастэйши же получилось. Значит, ты сама-виновата.

Другой угол этой проблемы — "если он правда тебя любит, он изменится»" Так что иди возложи себя на жертвенный алтарь с табличкой "как заставить его любить тебя по-настоящему"! Людей же так легко изменить, когда ты правда хочешь!

Фото kinomania.ru

Все это — хорошо если половина всего нездорового, что есть в фильме. Но на чем-то придется остановиться.

"На пятьдесят оттенков темнее", на самом деле, светлее и легче, чем предшественник. В сюжете нет настоящего напряжения — любые проблемы решаются за минуты, и у вас нет ни малейшего сомнения, что в итоге эта парочка будет вместе (фильм №3 намечен на будущий год). Эта часть ближе к тексту романа — адаптировал-то его супруг писательницы. И сохранил ее волшебные диалоги в их первозданной дикой красоте.

На экране вы видите предварительно причесанный, умытый и "прополотый" в моментах, которые способны встревожить любого, кто понимает, что такое эмоциональное насилие, сюжет. А также главную "фишку" франшизы — умопомрачительно красивую жизнь богатых людей: красивые пейзажи, дома, интерьеры, приемы, маскарады, яхты-машины-платья, "ванильнейшие" постельные сцены в (по большей части) миссионерской позиции. Никакой фронтальной обнаженки. Что-то скандальное в этом кино по-прежнему можно углядеть только, если сравнивать с советским.

Неплохо справляется с работой режиссер Джеймс Фоули ("Гленгарри Глен Росс", сериалы "Твин Пикс", "Карточный домик" и "Ганнибал"). Актеры не лучше, но и не хуже, чем в первой части. Картинка и саундтрек по-прежнему качественнее всего.

Если вы все-таки хотите посмотреть фильм, имейте ввиду, что это только выглядит как реальный мир. На самом деле, перед вами фантастика почище «Звездных войн». Впрочем, не почище, а «посерее».

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-02-10/5539.html