ФОКУС ГОРОДА 14:22, 04.10.2017

"Карусель по господину Фрейду". В драме поставили спектакль по скандальной пьесе

В очень абстрактной и условной Вене конца XIX века Проститутка (Екатерина Ледяева) заманивает на улице Солдата (Дмитрий Кривоносов), затем он соблазняет Горничную (Александра Коваленко). В третьей сценке к Горничной пристает Молодой человек (Максим Локтионов), сын ее хозяев. В четвертой выясняется, что у этого самого Молодого Человека великая любовь к Даме (Эльвира Данилина), в пятой Дама общается с Супругом (Андрей Седов). И так, с одним персонажем из старой сценки переходящим в новую, мы делаем полный круг. Этакий круговорот секса в природе.

Естественно, когда эта пьеса только появилась на свет в 1896 году, она была скандальной, запрещенной и "порнографической". С тех пор общественные идеи о порнографии, прямо скажем, сильно изменились. Собственно, в новой версии театра драмы никакой обнаженки нет.

Фото Станислава Авдеева

При этом трудно сказать, пошел ли прошедший век на пользу этому материалу или навредил. Множество постулатов Фрейда со временем было опровергнуто и не подтвердилось в клинической практике. Крайне ограниченный круг психологов и психиатров до сих пор считает, что в основе всех человеческих действий лежит сексуальное влечение и желание. Но в массовом сознании Фрейд застрял надолго, причем, где-то рядом с понятием "клубничка". А значит, интерес публики к подобному названию обеспечен, хотя скандальность превратилась в легкий налет пикантности.

Есть все основания считать, что нынешнего театрального зрителя гораздо меньше шокирует, что все делают это. Поэтому режиссер-постановщик Александр Кузин, который после успеха "Бешеных денег" продолжает сотрудничество с Саратовским театром драмы, предлагает искать в нем новые смыслы.

Фото Станислава Авдеева

Поскольку пар и эпизодов так много, а безымянные персонажи — такие распространенные типажи, смыслов можно найти массу. Тут вам иронично расскажут и про супружество, и про интрижки, и про бесконечную ложь и притворство, и про то, как отношения без глубины и близости превращаются в карусель, и местами (не факт, что специально) про тяжелую женскую долю в отношениях между полами.

Потому что некоторые ситуации по современным меркам очень... нехорошие для женских персонажей в уязвимом положении. Изображено-то все комично и язвительно, так, словно женщины сами не против, просто они "ломаются". Но сцена с Молодым человеком и Горничной сейчас — сексуальное домогательство почти начальника на рабочем месте. К сожалению, подобное за век совершенно не устарело. А вот эпизод, в котором Супруг, мужчина за 40, спаивает и пристает к (по тексту) пятнадцатилетней девочке — это уже не должно быть смешно. Мы не должны думать "дура-сама-виновата", если она выпивает вино, которое ей подливают. Было бы здорово, если бы мы видели весь дисбаланс силы в этой ситуации. Фрейд-то про нечто подобное даже писал на самой заре своей карьеры. Но не Шпицлер. У него только сарказм и цинизм на эту тему.

Фото Станислава Авдеева

По крайней мере, несколько женских образов выбиваются из этого ряда: Дама в сцене с Молодым человеком и Актриса. Зоя Юдина в роли Актрисы просто блистает. Ее сцены с Поэтом и Графом — практически гвоздь программы. Еще очень хочется отметить работы Эльвиры Данилиной, Андрея Седова и Максима Локтионова. Хотя актеры в театре драмы традиционно хороши, и исполнителям удается баланс между откровенным и пошлым. Если к пьесе могут быть претензии, то к ее воплощению на сцене их практически нет.

Брехтовские методы постановки подчеркивают очень интересные и лаконичные декорации. Это именно абстрактная карусель, а не историческая Вена. Замечательные костюмы соответствуют периоду и подчеркивают, что герои-то может быть и разные, но почти буквально сделаны из одного материала. Эффектно обрамляет и разделяет эпизоды Александр Каспаров с аккордеоном.

У спектакля имеется вполне обоснованный рейтинг "18+". Людям с легко ранимыми религиозными чувствами на это тоже не стоит торопиться. Ведь "Карусель по господину Фрейду" совершенно осознанно дразнит и раздражает зрителя. Это, впрочем, не гимн свободному сексу. Хотя здесь очень много комичного, во всем этом чувствуется горечь. Ведь в итоге, если это не про секс, то про отношения. А с ними, как и сотню с лишним лет назад, все совсем не так гладко, как хочется.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-10-04/6101.html