ФОКУС ГОРОДА 10:55, 27.10.2017

"Матильда". Заметки киномана

Важное замечание: историческая достоверность или ее отсутствие в этой рецензии рассматриваться не будут. Тут про кино и только про кино. Благо в нем хватит, чего поругать, на пару рецензий.

Начинается все со сцены выбора проституток в борделе. Они, конечно, все балерины Мариинского театра и позируют для фотографа, но суть от этого не меняется. И среди них Матильда Кшесинская (Михалина Ольшанска, "Я, Ольга Гепнарова", "Дочери танца") описывается как красивая и гордая.

Фото derbent.tv

Балерина-соперница развязывает этой красивой и гордой ленточку на костюме перед выступлением, и в какой-то момент звезда императорского балета танцует на сцене с голой грудью. И всё, царевич Николай сражен наповал.

Ну, или почти наповал. Добивает его рекомендация царя Александра III (три минуты Сергея Гармаша). Танцуй, пока молодой, мальчик, — прямо заявляет ему папенька. — Балерина-то тебе куда больше подходит, чем эта твоя немецкая принцесса.

И поезд, в котором они едут, тут же зрелищно терпит крушение.

Дни царя сочтены. О, этот неудобный момент, когда тебе срочно нужно жениться и короноваться, а ты как раз созрел "погулять напоследок"!

Фото afisha.ru

После скандала длинною в несколько лет от этого фильма трудно было не ожидать чего-то большего. Переосмысления российской истории (все-таки к столетию революции фильм выходит!), или социальный комментарий на тему "какие они все тогда были правильные/неправильные, а вот мы/вот и мы сейчас...", философии или хотя бы ударной дозы патриотизма в духе "Смотрите, какая у нас была империя (а мы ее...)". Но нет, "Матильда" — это самая что ни на есть стандартная историческая мелодрама. Причем, далеко не самая выдающаяся. Интересно, сколько людей, которые пойдут на этот фильм из-за шумихи, выйдет из зала со словами "И это всё?"

Картина действительно сделана богато. Костюмы и декорации прекрасны, столько золотой вышивки и позолоты на всем подряд увидишь в кино не каждый день. Правда, когда все оказывается в кадре вместе, в глазах рябит. Еще чуть-чуть, и это перейдет на уровень золотых унитазов. Оператор такую роскошь с упоением снимает и всячески создает сказочную атмосферу с полетами на воздушном шаре у фонтанов в Петергофе. На этом хорошее заканчивается.

Фото redfilm.org

Потому что Алексей Учитель и Ко умудрились недоработать заглавного персонажа! После просмотра вообще закрадывается мысль, что фильм назвали неправильно. Он же ведь не про Матильду Кшесинскую, она тут не главная! Он про последнего русского царя и его... ахем... душевные страдания.

Нет, она не совсем ходячая кукла. В начале фильма ей создают образ, но потом она встречает "Ники" и всё. На этом ее развитие заканчивается. Любит она его? Или она хочет власти? Хочет ли она вообще быть с ним? Если хочет, почему бросила разбираться в своей генеалогии? (Это по сюжету ей могло помочь). Или она правда хочет, чтобы он отрекся от престола ради нее? Или ей правда хочется только танцевать? Целая куча недоработок заметена здесь под "ковер" — идею, что она вся такая роковая женщина. Разрушает, понимаешь ли, жизни и, вообще, ни один мужчина перед ней не устоит.

Фото afisha.ru

Правда, какая-то из нее не самая успешная роковая женщина. Балерина она не лучшая, в битве за царя она проиграла... И это тут еще никто серьезно не рассматривал все те сплетни, интриги и оскорбления, которые пришлось бы ежедневно сносить женщине в ее положении. Словом, Матильда под конец этой истории все больше становится похожа на жертву системы и ситуации.

Хотя ее роковой статус призван подчеркнуть герой Данилы Козловского ("Легенда №17", "Экипаж"), который от любви к ней решил побить будущего царя. Но его в фильме мало, и он не совсем из этой сказки. Он просто сумасшедший преследователь и ходячая сюжетная функция.

Ларс Айдингер ("Персональный покупатель", "Зильс-Мария") в роли будущего царя всячески терзается смутными сомнениями и выбирает между чувством и долгом в лице Матильды и немецкой принцессы (Луиза Вольфрам) соответственно. Ну, и заодно старательно предчувствует, что добром его правление не кончится. Актеры в главных ролях умеют играть, но им не всегда есть что.

Фото omn.ru

Потому что в этой мелодраме великая любовь совершенно не проработана. Что эти люди друг в друге нашли? Что у них общего, кроме секса? Почему мы им должны сопереживать, если их отношения выглядят примерно так: "Ники!" - "Маля!", поцелуи, он ее немного покружил, они занялись сексом и разошлись, кто куда. При следующей встрече снова "Ники!" - "Маля!", поцеловал, покружил, и иногда есть версия без секса.

А тут еще Ингеборга Дапкунайте ("Война", "Утомленные солнцем") в роли вдовствующей императрицы периодически пытается рассказать сыночку, что делать, и практикуется исполнять роль жуткой свекрови. И невеста тоже какая-то странная. Увлекается спиритическими сеансами и кровь Матильды пытается добыть... Про кровь тут так многозначительно намекают, что это почти смешно (кстати, юмора в фильме практически нет). Только что бровями не сигнализируют, мол, крооовь! Гемофилииииия! Вы же поооооняли? Все остальные намеки на будущие события примерно такие же по толщине.

Фото theins.ru

В итоге, Ники, его принцесса, коронация и другие проблемы занимают гораздо больше времени, чем все душевные переживания собственно Матильды. Она тут вообще не столько субъект, сколько объект любви. И это превращение женщины в роковое искушение — это так банально. Это то, что делают, когда не могут сделать полноценный женский образ.

Есть десятки фильмов про истории любви коронованных особ. Шикарная "Анна и король" — пример того, как такую мелодраму можно было сделать достойно, чтобы оба влюбленных были похожи на настоящих людей. Ну, или если очень хотелось превратить Матильду в манипулирующую стерву, всегда можно было ориентироваться на любую версию истории Генриха VIII и Анны Болейн. Тут же выходит не рыба не мясо. Но красиво и явно дорого. Столько же всего блестящего в кадре!

Есть, правда, парочка откровенно бредовых моментов. Например, в одной сцене Матильда моется в ванне. Звонит телефон. Она выскакивает из воды, бежит брать трубку и замечает, что у нее в квартире все перевернуто вверх дном. То есть, квартиру обыскали, пока она была в ванной, а она ничего не услышала? Она что, в наушниках в ванной лежала? Музыку слушала? Или, может, ей за шумом душа было не слышно? Зачем вообще ванна была в этой сцене? Чтобы показать голую актрису в мокрой прозрачной рубашке?

Кстати, ничего особо непристойного от фильма ожидать не стоит. Все строго в рамках рейтинга "16+" — немного обнаженной груди, скромненький секс и... собственно, все.

Любовные истории — вообще не самое сильное место Алексея Учителя ("Край", "Космос как предчувствие"). А тут он сдал еще и с ритмом — к концу фильм провисает и тянется, тянется, тянется... Диалоги тоже, мягко говоря, неудачные. Они либо примитивны, либо банальны. Это уровень средненького отечественного сериала. Кстати, "Матильду" же превратят в четырехсерийный сериал и покажут по Первому! Так что, если лень идти в кино по такой погоде, подождите немного. Возможно, версия подлиннее будет более внятной.

Если же вам все-таки интересно срочно посмотреть, из-за чего весь сыр-бор, максимально умерьте свои ожидания. Пусть "Матильда" вас лучше приятно удивит, чем разочарует.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-10-27/6167.html