Конференция "ИТО-Саратов", подобно информационным технологиям, стремительно расширяет географию и актуальность. На девятый по счету форум собрались представители 20-ти регионов страны, а также прибыли участники из Азербайджана, Казахстана, Йемена. О "правилах жизни" детей третьего тысячелетия в мире IT теперь говорят и эксперты дошкольного образования. Декан факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ Антонина Федорова "с трибуны" заявила, что пришло время, когда обучение информатики следует начинать не со школы, а с детского сада.
Ректор СГУ Алексей Чумаченко подчеркнул, что актуальность подобных мероприятий растет.
Они, школьные учителя на конференции услышали оценки своей работы от руководителя Центра непрерывной подготовки IT- специалистов и председателя областной предметной комиссии ЕГЭ по информатике, кандидата физико-математических наук Елены Лапшевой. Она поблагодарила за самый внушительный список ребят (по сравнению с другими предметами), которые были направлены на олимпиады российского уровня. Отметила, что средний балл результатов ЕГЭ-2017 по информатике в области был на 4 пункта выше среднероссийского уровня и на пункт выше прошлогоднего показателя. У нас оказалось в 1,5% раза меньше двоечников и в 3 раза больше 100-бальников, чем в целом по стране. Но статистика единого экзамена указала и на пробелы в обучении этому предмету. Так, низкие результаты продемонстрировали выпускники школ Балаковского, Красноармейского, Ровенского, Саратовского районов. Анализ выявил проблемы с преподаванием информатики в Турковском районе - там получили двойки 4 участника ЕГЭ из 5-ти. Кроме того, оказалось, что в негосударственных школах (частных и школах при вузах) учат информатике ничуть не лучше, чем в рядовых образовательных учреждениях. Только один выпускник из "статусных" школ получил на экзамене 100 баллов, но он перешел туда в 11 классе и уже тогда был готов пройти испытание с максимальным результатом (сейчас Артур Еворский учится в Санкт-Петербургском академическом университете Жореса Алферова).
При этом выпускники 10-ти районов области вообще не сдавали ЕГЭ по информатике. Елена Лапшева обратилась к аудитории:
Как выяснилось, сегодня старательно изучать информатику в школе следует не только тем, кто планирует связать жизнь с IT-индустрией. Образовательные программы СГУ показывают, что программированием в процессе обучения занимаются не только на естественно-научных направлениях. Программы "пишут" студенты социологического факультета, института филологии и журналистики, юридического факультета.
"СГУ обладает невероятным потенциалом. Вы не представляете, какая сложная учебная научная аппаратура, какие устройства есть в нашем распоряжении. У нас есть несколько кластеров, у нас есть программируемые логические интегральные схемы, всевозможные микроконтроллеры и устройства, которые ими программируются. Есть преподаватели, которые способны вырастить специалистов мирового уровня. Но для того, чтобы студент успел освоить знания и получить навыки за 4 года бакалавриата, он должен прийти подготовленным, то есть знать то, что входит в федеральный государственный стандарт среднего образования", - отметила Елена Лапшева.
А как показывает практика, учителя информатики зачастую сокращают программу за счет основ программирования для тех классов, ученики которых не сдают ЕГЭ.
Как исправить ситуацию? Эксперты от образования считают, что вызвать интерес к программированию и получить элементарные навыки помогут уроки робототехники. В стране запущены пилотные проекты, идет работа над новыми идеями.
Какие еще предложения и инициативы обсуждались на конференции?
Конечно, речь шла о применении электронного образовательного контента, который необходим для обучения "цифровых" детей. Участники форума получили рекомендации о том, как его изготавливать и как часто обновлять. Электронный контент "стареет" за 3 года и даже раньше. Потому что каждые полтора года появляется новое удвоение производительности вычислительных систем, что способствует появлению новых технологий в том числе и образовательных.
Эксперты считают, что обновиться должен и школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности". Его содержание необходимо дополнить правилами безопасного поведения в интернете.
Изменения происходят, как мы говорили, и в высшем образовании. О глобальных процессах рассказала на пленарном заседании кандидат физико-математических наук Ирина Вешнева. Главное из того, что прозвучало. При стремительном росте цен на обучение в вузах (даже в развитых странах ежегодно на 1,5-2% опережает уровень инфляции) появляются более доступные формы, например, дистанционное обучение (на 50% дешевле классического формата) или популярные и доступные интернет-сервисы (они грозят составить конкуренцию даже ведущим мировых вузам). К слову, ответственность за содержание и результаты обучения при использовании этих форм переходит от преподавателя к студенту.
Как же сохранить стратегические преимущества университетского образования? Необходимо инвестировать в развитие технологий виртуальной реальности и понимать глубину процессов, считают аналитики.
По мнению экспертов, уже в скором времени контакт наставника со студентом в виртуальном пространстве будет устанавливаться с помощью очков, шлемов, перчаток с инфракрасными датчиками состояния. А сегодня школьным учителям, если судить по программе конференции "ИТО-Саратов-2017", предлагается организовывать детский Хакатон, рассматривать на уроках интеллектуальный алгоритм Apriori, дерево Фенвика, применять в обучении дискрайбинг, инфографику.