ФОКУС ГОРОДА 10:30, 08.11.2017

"ИТО-Саратов-2017". Подготовка IT-элиты и социальный лифт в "Яндекс"

Конференция "ИТО-Саратов", подобно информационным технологиям, стремительно расширяет географию и актуальность. На девятый по счету форум собрались представители 20-ти регионов страны, а также прибыли участники из Азербайджана, Казахстана, Йемена. О "правилах жизни" детей третьего тысячелетия в мире IT теперь говорят и эксперты дошкольного образования. Декан факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ Антонина Федорова "с трибуны" заявила, что пришло время, когда обучение информатики следует начинать не со школы, а с детского сада.

Ректор СГУ Алексей Чумаченко подчеркнул, что актуальность подобных мероприятий растет.

«Мы это прекрасно понимаем. И не только мы. О важности развития информационных технологий говорится на самом высоком уровне. Сейчас модно говорить о цифровой экономике. И мы понимаем, что не только экономика за этими словами стоит. Президент Владимир Путин в своей речи как-то заметил - кто владеет технологиями, тот владеем миром. И мы прекрасно понимаем, что речь идет прежде всего о подготовке элиты. Той элиты, которая сможет работать в области информационных технологий на высочайшем уровне. Сейчас, наверное, всего три страны этими технологиями владеют — Китай, США и Россия. И мы для этого многое делаем. СГУ — это один из трех вузов страны, команда которого была чемпионом мира по программированию. Но мы ничего не сможем сделать без подпитки из школ. Иначе мы не получим хороших студентов для обучения на этих направлениях. Тогда не будет цепочки, развития технологий и лидерства нашей страны. И повестка дня этих конференций посвящена прежде всего качественной подготовке школьных учителей и их работе»
.

Они, школьные учителя на конференции услышали оценки своей работы от руководителя Центра непрерывной подготовки IT- специалистов и председателя областной предметной комиссии ЕГЭ по информатике, кандидата физико-математических наук Елены Лапшевой. Она поблагодарила за самый внушительный список ребят (по сравнению с другими предметами), которые были направлены на олимпиады российского уровня. Отметила, что средний балл результатов ЕГЭ-2017 по информатике в области был на 4 пункта выше среднероссийского уровня и на пункт выше прошлогоднего показателя. У нас оказалось в 1,5% раза меньше двоечников и в 3 раза больше 100-бальников, чем в целом по стране. Но статистика единого экзамена указала и на пробелы в обучении этому предмету. Так, низкие результаты продемонстрировали выпускники школ Балаковского, Красноармейского, Ровенского, Саратовского районов. Анализ выявил проблемы с преподаванием информатики в Турковском районе - там получили двойки 4 участника ЕГЭ из 5-ти. Кроме того, оказалось, что в негосударственных школах (частных и школах при вузах) учат информатике ничуть не лучше, чем в рядовых образовательных учреждениях. Только один выпускник из "статусных" школ получил на экзамене 100 баллов, но он перешел туда в 11 классе и уже тогда был готов пройти испытание с максимальным результатом (сейчас Артур Еворский учится в Санкт-Петербургском академическом университете Жореса Алферова).

При этом выпускники 10-ти районов области вообще не сдавали ЕГЭ по информатике. Елена Лапшева обратилась к аудитории:

«Неужели дети, учителя и родители не знают, что изучение информационных технологий - это шикарный социальный лифт. Можно вырасти до "Яндекса". Я знаю, что начальник отдела "Яндекс Пробки" - выпускник школы N2 Энгельса. А специалист, который отвечает за машинное обучение в "Яндексе" закончил Саратовский ФТЛ. И начальник отдела высокопроизводительных вычислений "Яндекса" тоже из ФТЛ. А можно говорить и про зарубежные компании - "Facebook", "Microsoft", "Google". Это все достижимо»
.

Как выяснилось, сегодня старательно изучать информатику в школе следует не только тем, кто планирует связать жизнь с IT-индустрией. Образовательные программы СГУ показывают, что программированием в процессе обучения занимаются не только на естественно-научных направлениях. Программы "пишут" студенты социологического факультета, института филологии и журналистики, юридического факультета.

"СГУ обладает невероятным потенциалом. Вы не представляете, какая сложная учебная научная аппаратура, какие устройства есть в нашем распоряжении. У нас есть несколько кластеров, у нас есть программируемые логические интегральные схемы, всевозможные микроконтроллеры и устройства, которые ими программируются. Есть преподаватели, которые способны вырастить специалистов мирового уровня. Но для того, чтобы студент успел освоить знания и получить навыки за 4 года бакалавриата, он должен прийти подготовленным, то есть знать то, что входит в федеральный государственный стандарт среднего образования", - отметила Елена Лапшева.

А как показывает практика, учителя информатики зачастую сокращают программу за счет основ программирования для тех классов, ученики которых не сдают ЕГЭ.

Как исправить ситуацию? Эксперты от образования считают, что вызвать интерес к программированию и получить элементарные навыки помогут уроки робототехники. В стране запущены пилотные проекты, идет работа над новыми идеями.

Какие еще предложения и инициативы обсуждались на конференции?

Конечно, речь шла о применении электронного образовательного контента, который необходим для обучения "цифровых" детей. Участники форума получили рекомендации о том, как его изготавливать и как часто обновлять. Электронный контент "стареет" за 3 года и даже раньше. Потому что каждые полтора года появляется новое удвоение производительности вычислительных систем, что способствует появлению новых технологий в том числе и образовательных.

Эксперты считают, что обновиться должен и школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности". Его содержание необходимо дополнить правилами безопасного поведения в интернете.

Изменения происходят, как мы говорили, и в высшем образовании. О глобальных процессах рассказала на пленарном заседании кандидат физико-математических наук Ирина Вешнева. Главное из того, что прозвучало. При стремительном росте цен на обучение в вузах (даже в развитых странах ежегодно на 1,5-2% опережает уровень инфляции) появляются более доступные формы, например, дистанционное обучение (на 50% дешевле классического формата) или популярные и доступные интернет-сервисы (они грозят составить конкуренцию даже ведущим мировых вузам). К слову, ответственность за содержание и результаты обучения при использовании этих форм переходит от преподавателя к студенту.

Как же сохранить стратегические преимущества университетского образования? Необходимо инвестировать в развитие технологий виртуальной реальности и понимать глубину процессов, считают аналитики.

По мнению экспертов, уже в скором времени контакт наставника со студентом в виртуальном пространстве будет устанавливаться с помощью очков, шлемов, перчаток с инфракрасными датчиками состояния. А сегодня школьным учителям, если судить по программе конференции "ИТО-Саратов-2017", предлагается организовывать детский Хакатон, рассматривать на уроках интеллектуальный алгоритм Apriori, дерево Фенвика, применять в обучении дискрайбинг, инфографику.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-11-08/6184.html