ФОКУС ГОРОДА 10:44, 06.04.2018

"Гоголь. Вий". Заметки киномана

"Гоголь. Вий" — это продолжение безобразия, простите, фильма под названием "Гоголь. Начало", которое вышло прямо ко Дню знаний в прошлом году. Как за полгода сделали новый фильм? Легко! Потому что это не полнометражная картина, а следующие два из восьми эпизодов сериала. Сагу про Николая Васильевича и мистический детектив на хуторе близ Диканьки сняли для канала ТВ-3 и планировали показывать в кинотеатрах по две серии за раз каждые полтора месяца до конца 2017 года. Но потом передумали. Теперь премьера третьей пары серий под названием "Гоголь. Страшная месть" запланирована на 31 августа (то есть, снова ко Дню знаний). А когда-нибудь потом все серии покажут по телевизору.

Придумала этот хитрый план команда продюсеров во главе с Александром Цекало. Они сделали несколько успешных сериалов ("Фарца" и "Обратная сторона Луны"), и королевство им стало маловато, разгуляться негде. Поэтому, видимо, они решили покорить большой экран. Только не с полнометражным фильмом, а вот прямо с сериалами. Ну а какая разница, да?

В итоге, наступили на все те же грабли, что и в первый раз, и еще новых добавили.

Фото kinohelp.ru

Итак, в "Начале" Николай Васильевич Гоголь (популярный нынче Александр Петров, "Притяжение", "Лёд", сериал "Полицейский с Рублевки") работал писарем в Третьем отделении, и на местах преступлений у него случались припадко-видения. Его заметил талантливый следователь (Олег Меньшиков в более эксцентричной версии "Статского советника". Только в этой части его совсем нет) и увез в село Диканька Полтавской губернии, где кто-то убивает молодых девушек.

Серии №3 и 4 далеко от этого всего по сюжету не ушли. Девушек по-прежнему убивают, Гоголь по-прежнему ходит бледный, непричесанный и общается с утопленницами вместо того, чтобы расследовать. Теперь он выдвигает версию, что убийства происходят под праздники (даты релизов призваны пощекотать нервы, как вы понимаете), и большую часть фильма занимается именно ей. У третьей серии есть своя сюжетная линия про клады и кровоцвет. А в четвертой будет заявленный в названии Вий. Правда, ждать этого придется очень долго — Гоголь слишком занят вопросом своего происхождения и сопутствующими видениями, состоящими из плохих спецэффектов и нагнетания таинственности. И еще у него есть любовный треугольник с замужней помещицей (Таисия Вилкова, "Дед Мороз: Битва магов") и утопленницей (Юлия Франц, "Гоголь. Начало"). Некогда ему по-человечески расследовать!

Фото kino.prim.land

Эта ответственность переходит к спивающемуся доктору (Ян Цапник, "Горько", "Лед") и дворянину Бинху (Евгений Стычкин, "День выборов", сериал "Фарца"), главному представителю власти в Диканьке. Но никто и ничто эту мрачную кашу-малу не превратит в захватывающее цельное произведение.

Режиссер здесь снова Егор Баранов ("Самоубийцы", "Соловей-разбойник" и сериал "Фарца"), и ошибки предыдущей части он учел, но без особого старания. В духе "и так сойдет!" И ведь сойдет. Зритель у нас в последнее время стал совсем нетребовательный в плане отечественного кинематографа. Вон как хорошо "Лёд" прошел! А против него "Гоголь" — просто чудо самобытности и постмодернизма. Ну, или эталон китча.

Фото kinohelp.ru

Происходящее на экране снова делится на две серии, хотя теперь это меньше бросается в глаза. Ведь серии №1 и №2 отличались разительно, а следующие две сняты примерно в одном ключе — "темно, мутно и мрачно". Вот только совершенно не страшно. Уж как только создатели не пытаются нагнетать атмосферу! Тут вам и пугалки из под кустов, и всяческие спецэффекты, один другого банальнее, и литры крови, и горы трупов. Но все равно это смешит, а не вызывает мурашки. Уж слишком похоже на дешевый ужастик от и для фанатов "Ван-Хельсинга" или "Охотников на ведьм".

Отдельно обидно в фильме про писателя слышать убогие диалоги. А уж как их актеры произносят! (Да и в принципе, не так много актеров тут похоже на жителей украинской глубинки первой половины XIX века! И опять кругом ходят распоясанные девушки с распущенными волосами! Спасибо, что хоть одетые). Кое-где реплики "замаскированы под старину", но в основном звучит откровенно современная речь. С украинским акцентом в деревне тоже беда. У кого-то есть, у кого-то нет, у кого-то он появляется и пропадает. Более-менее натурально реплики в стиле "псевдоукраинский лубок" звучат от утопленницы Оксаны и от некоторых крестьян. В остальном с национальным колоритом и историческими деталями тут полный караул.

Можно было бы выехать на экшне, но он тут ничего особенного собой не представляет. Не считая одного сеанса экзорцистского кунг-фу и хождения по стенам от местного Хомы Брута. Ритм хромает, но правда, монтаж стал менее рваным. И Вия не стали срисовывать из старого фильма, сделали своего.

Персонажей пытались проработать тщательнее, но для фильма и уж тем более для сериала такой уровень раскрытия — чуть выше плинтуса. И никакого логичного полноценного финала от этой части "Гоголя" можно не ждать. Зато есть летающие галушки!

Идти на это, не посмотрев предыдущих двух серий, смысла мало. И вообще, больше всего фильм подходит суровым фанатам Александра Петрова, потому что его тут много. А вот поклонникам творчества Гоголя стоит соваться в кинотеатр только при большой любви к пост-модернизму. Здесь с классикой делают, что хотят, и ворчать на эту тему бесполезно. Это не прямая адаптация, а игра (без правил) с первоисточником. Возможно, когда весь сериал можно будет посмотреть целиком, задумка создателей будет выглядеть более цельной и логичной. А пока, по сравнению с этим, "Вий" 2014 года кажется чуть ли не шедевром. И у него тоже выходит продолжение в августе этого года (с толпой иностранных актеров, включая Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана). И что это они так август облюбовали?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-04-06/6498.html