ФОКУС ГОРОДА 09:57, 23.05.2018

Блогер рассказал о встрече с начальником ПривЖД. О времени, паровозе и реставрации вокзала

Блогеры вновь пришли делиться идеями, задавать вопросы по самым злободневным темам, говорить честно, открыто, без попыток обойти что-то стороной. Для начала изложу я, пожалуй, эксклюзивную информацию, которая пока ни в каких СМИ вроде не публиковалась, а нам Сергей Анварович ее озвучил.

Первое — в следующем году планируется начать ремонт поликлиники №2 при Управлении ПривЖД. Более того, предполагается вернуть ей исторический вход — со стороны улицы Челюскинцев, в районе ворот, ведущих во двор Управления. А из нынешнего входа возле двора жилого дома сделают пожарный выход.

Второе — удалось задать волнующий многих саратовцев вопрос про пуск двухэтажных поездов из Саратова в Москву. Как известно, по маршруту Воронеж-Москва такой поезд курсирует. Так вот, двухэтажные составы смогут пойти только после электрификации 265-километрового участка железнодорожного пути от Ртищево до Кочетовки (относится к Юго-Восточной железной дороге). После данной электрификации можно будет продолжить разговор и об ускорении саратовских поездов до Москвы. В идеале, поезд должен выезжать либо в 20:00, либо даже в 21:00 (то есть, человек спокойно успеет закончить все дела на работе до отъезда), а прибытие в Москву, при этом должно соответствовать стандарту фирменной "Девятки"- то есть прибывать поезд будет в 7:22 утра. Полноценный день в Саратове и полноценный длинный день в Москве ждут всех приезжающих ради каких-то быстрых дел. Путаница со временем, кстати, тоже уже в прошлом. Если кто пропустил новость — с 1 августа время отправления поездов на вокзальных часах в регионе станет саратовским. На билетах уже указывают и московское, и местное время отправления/прибытия. Дело за малым — электрифицировать участок.

Третье — руководство ПривЖД планирует получить еще один старый паровоз. Он дополнит восстановленный локомотив, широко известный по замечательному ретро-поезду "Воинский эшелон", прибывшему в Саратов накануне 9 мая сего года. Новое приобретение позволит несколько изменить формат мероприятий с ретро-поездами — сделать их еще более зрелищными и распространить на большее количество станций.

Четвертое — в прошлом году стало известно, что старый вокзал Энгельса-Покровска, находившийся под угрозой сноса, отреставрируют силами ПривЖД. По замыслу железнодорожников, станцию Покровск трансформируют в большой музей, где будут представлены не только восстановленные здания и экспонаты на стендах, но и действующая железнодорожная техника. Кроме самого вокзала, реставрация затронет остальные объекты вокзального комплекса — водонапорную башню, амбулаторию, правительственный вагон и так далее. К слову, сейчас по всем станциям ПривЖД собираются исторические атрибуты железнодорожной жизни с конца 19 до середины 20 века. Все они займут достойное место в исторической экспозиции будущего музея.

Важным моментом является тот факт, что по вопросу необходимости создания музейного пространства в Покровске достигнуто взаимопонимание с властями Энгельсского района. В частности, имеется договоренность о замене канализации и коммуникаций в районе вокзала — дабы обеспечить в будущем здания отоплением. Без него нельзя потом в холодное время вести внутренние работы. Сергей Анварович интересовался моим и Дениса мнениями относительно использования водонапорной башни. Я рассказал о том, как в Европе, да и у нас, скажем, во Владимирской, в Калининградской областях их превращают в различные музеи (воды, исторического быта горожан, кошек и так далее), а наверху делают смотровые площадки. Почему бы и нет? Сверху видно и весь вокзальный комплекс, и Волгу, и панораму Энгельса можно узреть, и издалека полюбоваться Саратовом.

В целом же такие вопросы, как детали интерьера, дизайна оформления территории и облика исторических фасадов, еще остаются в стадии обсуждения, согласования (в том числе с Управлением по охране объектов культурного наследия Саратовской области).

Теперь вкратце о наших вопросах, предложениях, которые мы с Денисом озвучивали на встрече. Что конкретно обсуждалось?

Во-первых, безобразное состояние тротуаров возле здания ПривЖД, загаженный сквер с неработающим фонтаном на пересечении улиц Челюскинцев и Чернышевского под окнами Управления. С ними ситуация упирается в банальное отсутствие административно-бюрократического решения городской администрации. В ходе разговора выяснилась парадоксальная вещь — тротуар рядом со зданием ПривЖД не находится на балансе у самой ПривЖД и юридически железнодорожники не могут выделить на его капитальный ремонт никаких денег. Хотя Сергей Альмеев, модернизировавший подсветку на здании управления (теперь она горит ежедневно) собирался замостить тротуары плиткой, вмонтировав элементы подсветки и в землю. Но мэрия не передает их железнодорожникам.

Считаю данную ситуацию совершенно неправильной. И я, и Денис Жабкин намерены в дальнейшем поднимать обозначенную тему на всех встречах с руководством региона. В историческом центре Саратова полно тротуаров, нуждающихся в капитальном ремонте. Так отдайте хотя бы малую толику ПривЖД — пусть они следят за прилегающей территорией. Сами же сэкономите бюджетные средства на обслуживании.

То же самое и со сквером. В соответствии с публичной кадастровой картой указанная зеленая зона входит в состав земельного участка многоквартирного жилого дома по улице Московской, 10. Поэтому, Администрация Волжского района не имеет возможности выделения средств на ее благоустройство по ведомственной целевой программе. Также обозначенная территория находится вне границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности ОАО "РЖД". Естественно, сами жильцы не обладают финансовой возможностью содержать сквер в надлежащем состоянии… Время идет, в центре города из года в год мы наблюдаем стихийное образование помойки на месте сквера, а изменить ситуацию ни власти, ни железнодорожники прямыми финансовыми вливаниями не могут. Опять мешают нелепые юридические препоны!

Поскольку сквер де-юре считается частью двора, я предложил Сергею Анваровичу оказать спонсорскую помощь в ремонте дворовой территории дома на Московской, 10. Ну, по тому же сценарию, как "Лукойл" является официальным спонсором ремонта дворов Комсомольского поселка. Но, увы, у железнодорожников очень строгие правила распоряжения деньгами государственной компании, и они имеют право только спонсировать социальные учреждения в редких случаях — детские дома, больницы и так далее. Казалось бы, власти могли бы устранить юридическую чепуху, или жильцы дома могли бы передать ПривЖД этот сквер — тогда фонтан вновь заработает, а жильцы дома и город получат ухоженную зону рекреации. Не дают. А общественная территория в центре города на одной из главных городских улиц окончательно превращена в грязную клоаку. Мы продолжим стучаться во все двери и говорить со всеми причастными к принятию решений в целях достижения хоть какого-то прогресса по упомянутому вопросу.

Во-вторых, Жабкин задавал много вопросов относительно состояния исторических вокзалов, признанных объектами культурного наследия и водонапорных башен Саратовской области. Мы знаем, что в прошлом году ПривЖД замечательно отреставрировали вокзал Аткарска. Пока новых реставраций не будет — ибо максимальные ресурсы брошены на масштабную капитальную реконструкцию Саратовского вокзала (ее начало ожидается в текущем году). Слева от него, возле Комбината питания есть, между прочим, красивая башенка. Электроподстанция. Кроме упомянутой башенки от старого вокзала осталась только одна стена (со стороны перрона). Вместе с Денисом просили Альмеева ее сохранить, отреставрировать. В проект реконструкции Саратовского вокзала башенка не попала. Очевидно, объект передадут муниципалитету. Дальнейшее сохранение частицы прошлого станет ответственностью города.

С водонапорными башнями ситуация гораздо сложнее. Большинство из них — не на балансе ПривЖД, а принадлежат муниципалитетам и законсервированы. Следовательно, надо вновь или менять собственника, или находить деньги на их восстановление в местных бюджетах. Занимательна иная сторона вопроса — некоторые башни стоят в населенных пунктах, отличающихся проблемами с водой. Однако ни одну башню не возвращают в рабочее состояние. Опять вопросы к чиновникам. ПривЖД, как выяснилось, по сути, владеет всего двумя башнями. В Энгельсе, где ее вот-вот начнут реставрировать и на станции Саратов-2, где дальнейшая судьба постройки пока обсуждается.

В-третьих, я предложил ПривЖД спасти исторический особняк на углу улиц Первомайской и Некрасова. В нем прожил последние 11 лет жизни и умер архитектор Алексей Салько. Автор десятков красивейших зданий Саратова — в том числе и огромного Управления РУЖД. Затея тоже непростая. Дом человека, который многие годы был главным архитекторам города и подарил ему множество уникальных, формирующих лицо города зданий, ни разу не реставрировался за всю новейшую историю. Пока желающих вернуть этому дому пристойный вид не нашлось. В общем-то, с экономической точки зрения понятно почему…

Дом придется как-то расселить, выкупить подвальное помещение с круглосуточной "пивнухой", передать здание ПривЖД или муниципалитету, или иному заинтересованному инвестору. То есть, необходима масштабная кооперация инвесторов с властями всех уровней. В идеале требуются реставрация фасадов и интерьеров, установка мемориальной доски Алексею Салько, оборудование мемориальной комнаты и многое другое… Надо сказать, пока железнодорожники скептически оценивают реализацию столь сложного, многоходового плана и его целесообразность для себя. Повторяю, вопрос — сложнейший и лишь огромная воля различных задействованных структур способна его решить.

Обсуждались и другие темы. В общей сложности встреча длилась два часа. Порой спорили, порой — шутили, порой — старались убедить. Полагаю, в целом — пришли к взаимопониманию. Договорились продолжать постоянный диалог. Сергей Альмеев произвел впечатление человека, который реально хочет сделать много хорошего на своем высоком управленческом посту. В благих начинаниях типа реставрации, музеефикации вокзального комплекса Энгельса-Покровска я и Денис Жабкин готовы оказывать ПривЖД максимальное содействие пусть даже просто как краеведы-консультанты. Пока поговорили о тамошней Привокзальной площади, куда "сослали" памятник Михаилу Калинину. Над воссозданием ее исторического облика предстоит работать отдельно — с погружением в архивные лабиринты… Исторический архитектурный проект самого вокзала уже нашли.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-05-23/6602.html