ФОКУС ГОРОДА 13:44, 31.05.2018

Гибель "Саратовских авиалиний", или "Свалить по-быстрому не получится"

С 30 мая началась новая эпоха саратовской авиации. Закрылась компания "Саратовские авиалинии", проработавшая 87 лет, а на ее место пока никто не пришел. Ситуация на данный момент такова, что авиакомпании-дублеры согласились перевезти авиапассажиров "Саратовских авиалиний" которые купили билеты на даты до 13 июня включительно (на эти дни приходится около 9 тыс. билетов из 70 тыс. проданных). А что потом? По данным на сегодняшний день, остаются 4 рейса "Аэрофлота". Именно ради них и будет работать саратовский аэропорт, правда, в усеченном режиме – с восьми утра до часу дня и с 15 до 22 часов. Как, в общем-то, большинство региональных аэропортов. Саратов в этом плане, можно сказать, был уникальным, но и тут мы лишились своих возможностей.

Что еще произошло? С закрытием региональной авиакомпании областной бюджет лишился 300 млн руб. доходов по налогам и сборам, остались без работы более одной тысячи высококлассных, но узких специалистов.

Ситуацию с "Саратовскими авиалиниями" прокомментировал на сегодняшнем заседании облправительства губернатор Валерий Радаев.

"Компания "Саратовские авиалинии" со вчерашнего дня прекратила полеты. Ситуация непростая, напрямую затрагивает интересы жителей региона, влияет на деловую активность, на имидж области. Под удар поставлен и коллектив предприятия, а это более тысячи человек. Вчера мы провели совещание с профильными зампредами. Оперативно создана межведомственная группа. Она находится в прямом контакте с федеральными структурами. Совместно вырабатываются оптимальные решения. Они касаются обеспечения транспортной доступности жителям, сохранения трудового коллектива компании и продолжения работы аэропорта "Центральный". Также мы обратились к компании "Аэрофлот" с просьбой увеличить число дополнительных рейсов. В бесперебойной перевозке пассажиров заинтересована и Росавиация. Подключены авиакомпании-дублеры. До открытия нового комплекса в Сабуровке действующий терминал должен работать. Согласно российскому законодательству, решение о закрытии подобного объекта принимается только правительством страны.
Любой крупный бизнес, тем более такого профиля, должен нести повышенную социальную ответственность. И мы вправе рассчитывать, что интересы людей, как и их безопасность, - приоритет в принятии любых решений со стороны собственника", - заявил глава региона.

Саратовский бизнесмен Михаил Авилов в Facebook выразился гораздо проще и понятнее: в Саратове теперь не только делать нечего, но и "свалить по-быстрому не получится".

"Мало того, что тут уже делать практически не х…, так еще и свалить по-быстрому не получится. Если бы акции городов котировались на некой бирже, саратовские акции возглавили бы мусорный рейтинг. Хотя наблюдая, какие баталии разыгрываются сейчас вокруг бытового мусора, уже и в этом сомневаюсь. Мусор привлекательнее Саратова. Надеюсь встретить негодяев, которые радовались развалу "Саравиа" на съезжих дворах под Пензой или близ Тамбова, с ямщиками и конским навозом. Территория опережающей деградации", - оценил он ситуацию.

Бывший министр промышленности и энергетики Саратовской области, член Общественного совета при минпроме области Сергей Лисовский рассказал, что закрытие "Саратовских авиалиний" является большой потерей для региона и с экономической, и с человеческой точки зрения.

"Ошибаются те, кто думает, что закрытие авиакомпании "Саратовские авиалинии" никак не отразится на жизни региона. Начнем с того, что это региональная авиакомпания, которая платит налоги в Саратовской области. Вчера была озвучена цифра – 300 млн руб. Это очень серьезные показатели. Второе – авиакомпания была не только региональной, она была межрегиональной, например, летала не только в Поволжье, но и на Дальний Восток, и в Крым. Такие перевозчики наперечет. У нас уже были такие потери. Это "Мостоотряд-8". Теперь летать, в лучшем случае, будут другие авиакомпании, кто – неизвестно, но собирать деньги в бюджет они будут не у нас, а в своих регионах. Это все – экономические потери.
Но есть еще и человеческие потери – одна тысяча человек, квалифицированных специалистов осталась без работы. Найти работу по специальности в Саратовской области им будет очень непросто. Не исключено, что кто-то из них покинет регион.
Третий момент – вчера появились новости о том, что "Аэрофлот" повысил цены на свои авиабилеты. Разговоры о том, что с увеличением количества перевозчиков снизятся и цены, не оправдали себя. Цены зависят не от количества перевозчиков, а от пассажиропотокоа. Есть определенные сборы. Одно дело, когда они распределяются между пассажиропотоком в 400 тысяч человек, как сейчас, другое – когда 1 миллион человек. У нас пассажиропоток не увеличился. Поэтому надеяться, что придут другие перевозчики и снизят цены, не стоит.
Поэтому я бы на месте региональных властей рассмотрел бы возможность создать новую авиакомпанию", - заключил бывший министр.

Эксперт в области авиации Сергей Мартиросян на своей странице в соцсети несколько раз размещал новости о закрытии саратовской авиакомпании с припиской "Мне добавить нечего. Кто следующий?" Сразу появился вариант. Интернет-пользователь Михаил Газизов предположил, что в ближайшее время может закрыться аэропорт Орска: "Аэропорт Орска, видимо, тоже следующий! Рейсу "Москва-Орск-Москва" пока "крышка", а там и аэропорту. "Саратовские авиалинии" оттуда ушли (по понятным причинам [11 февраля 2018 года Ан-148 "Саратовских авиалиний", который летел по маршруту Москва – Орск потерпел крушение через несколько минут после взлета. Погиб 71 человек…. – "Фокус города".]). "Ижавиа" полетала временно и тоже ушла. До 12 июня долетывает "Нордавиа" и возвращает билеты, проданные на лето вперед. Больше туда никто не летит... ". Эти слова подтверждают высказывание Сергея Лисовского, что гибель саратовской авиакомпании – потеря не только одного региона.

30 мая министерство транспорта Саратовской области распространило информацию о том, что владелец "Саратовских авиалиний" и аэропортового комплекса Аркадий Евстафьев выразил заинтересованность в создании новой авиакомпании, что позволит сохранить людской потенциал. Но возьмется ли он за реализацию этой идеи, неизвестно.

Предварительные итоги в своем "Живом журнале" подводит блогер Денис Жабкин:
"Саратовские авиалинии" больше не полетят. Сертификат аннулирован, Эмбраеры вернулись лизингодателям.

- Аэропорт продолжает работать, но теперь по сокращенному графику.
- С 1 июня в него будет летать 4 рейса "Аэрофлота" в Москву. Других рейсов в расписании больше нет.
- После совещания в Минтрансе цены на билеты "Аэрофлота" с 25-50 тысяч снизились до 8 тысяч, а на новые рейсы начинаются от 4800 руб.
- Сегодня Минтранс и Росавиация должны определиться с рейсами на которых развезут пассажиров "СА" со сроками вылета до 13 июня.
- Сегодня же должны определиться с тем, как и где возвращать деньги остальным...
В итоге сегодня остались не у дел:
- летный состав "Саратовских авиалиний": пилоты, стюардессы, бортмеханики
- работники авиационно-технической базы, многие ещё с авиазавода
- 5 самолетов Як-42, имеющих сертификаты лётной годности..
Удручает одобрительная истерика по этому поводу, развёрнутая в ряде СМИ. Общественное мнение у местных СМИ настраивалось против авиакомпании все последние годы, вкупе с жалобами и проверками, которые ежемесячно натравливали на компанию власти и "общественники". Сейчас аннулирование сертификата снова пытаются представить как коварный замысел кинуть работников и пассажиров. А компания не собиралась завершать полеты. Компания хотела развиваться. Но на 87-м году жизни она ушла. Не по своей воле... ", - говорит в заключение блогер.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-05-31/6627.html