Сезон-2017/18 "Автодор" начал традиционно - с новым главным тренером и малознакомым составом. От команды, не попавшей в плей-офф-2017, остались только американец Брэнден Фрэйзер и россиянин Артем Забелин, ставший капитаном. Вернулся в город, в котором получил путевку в большой баскетбол, Артем Клименко (полсезона провел в аренде в казанском УНИКСе), после двухлетнего перерыва появился американец Майка Даунс, после 13-летней отлучки - вольчанин Драмир Зибиров. Из "Сахалина" (Южно-Сахалинск) пришел уроженец Петровска Максим Шелекето - впервые за долгое время в "основе" «Автодора» появилось сразу два местных баскетболиста.
При итальянце Андреа Маццоне команда шла по пути наименьшего сопротивления: соперников сравнимого класса ("Енисей" Красноярск, "Калев" Таллин) обыгрывала, фаворитам (ЦСКА, краснодарский "Локомотив-Кубань") крупно уступала. Имея костяк из семи-восьми баскетболистов, "Автодор" был вынужден экономить силы на "второй фронт" - еврокубки. Выступление в них стало главным фиаско итальянского наставника Андреа Маццона. Саратовцы не смогли пробиться в основной турнир Лиги Чемпионов (проиграв решающий матч итальянской "Орландине" с разницей в 33 очка), а потом остановились на первом групповом этапе Кубка ФИБА-Европа.
Формально из низшего по рангу еврокубка команда выбыла при Евгении Пашутине, при котором был проигран решающий матч - дома "Невежису" (Литва) 75:86. Однако вступил в должность капитан золотого "Автодора" 1990-х всего за два дня до игры и ничего изменить не успел. Так скромно в еврокубках саратовцы никогда в новейшей истории не выступали, но оказалось, что закрытие "второго фронта" пошло им на пользу. Все силы и везение перешли в Единую Лигу ВТБ, где "на флажке" удалось выиграть семь матчей - в частности, на выезде у могучих "Локомотива-Кубань" и "Зенита" (Санкт-Петербург).
Этим клубам "Автодор" по бюджету уступал во много раз: южанам - почти в семь (169,773 млн.руб. против 1129 млн.), северянам - в пять (854,705 млн.). Вообще, саратовцы оказались самыми бедными из российских участников Единой Лиги ВТБ - но в итоговой таблице "регулярки" опередили "Нижний Новгород" (424,427 млн.руб.), пермскую "Парму" (217,895 млн), красноярский "Енисей" (269,657 млн) и даже четвертьфиналиста Евролиги "Химки" (Московская область, 1676 млн.руб.). Потом, правда, выяснилось, что команда лучшего саратовца в истории баскетбола Сергея Мони на пятое место не особо рвалась - не хотела играть с ЦСКА в полуфинале. Пусть шестая позиция вывела подмосковичей на мощный "Локомотив-Кубань" - он был убран в трех матчах, а потом был бит УНИКС. Результат - минимум "серебро" чемпионата России и второй сезон подряд в Евролиге.
Впрочем, стратегия "Химок", вошедшая в противоречие с основным принципом профессионального спорта "Надо выигрывать каждый матч" - дело самих "Химок". Опередив их, "Автодор" получил в соперники по четвертьфиналу "Зенит" - клуб крепкий и амбициозный, но вполне посильный. Специалисты сходились во мнении, что серия может затянуться до максимальных пяти матчей - и уж как минимум саратовцы должны одержать в ней первую в истории плей-офф Едной Лиги ВТБ победу. Однако команда Евгения Пашутина даже близко не подошла к этому - 80:91 в гостях, 73:79 и 78:90 дома.
Неудачную игру в решающий момент сезона президент клуба Владимир Родионов объяснил чемоданным настроением легионеров. "Кларк - суперигрок, но это - не наш стиль. К тому же перед плей-офф он получил приглашение перейти в клуб Евролиги с зарплатой в два раза выше нашей. Он очень хотел домой. И Фрэйзер, который подошел к плей-офф, чувствуя, что продления контракта с нами у него не предполагается, очень хотел. У нас ведь нет таких премий, как в ЦСКА - где за них все бьются. Американцы деньги любят. В "Автодоре" был бонус за третье место, но чисто символический", - сказал он. Добавив, что из взрослых игроков "Автодора" в сезоне-2018/19 останутся только Забелин и Клименко. По новому контракту Шелекето переговоры пока не велись, Шакила Маккиссика и Иэна Хаммера в команде больше не будет. Вероятность, что останутся Джастин Робинсон и Майка Даунс - 30 процентов.
Увязывать отставку Пашутина (через десять дней после продления контракта) с результатом в плей-офф Родионов не стал: "У нас наметились концептуальные расхождения во взглядах на развитие клуба. Не давать нашим молодым сверхталантливым ребятам, чемпионам ДЮБЛ много игрового времени – преступление. На словах Пашутин соглашается с вектором развития, однако на деле мы из раза в раз видим обратную картину. Игры плей-офф показали, что после подписания нового контракта ничего не изменилось. Пашутин переломить себя, доверяя и отдавая предпочтение талантливым российским игрокам перед легионерами, вероятно, уже не сможет".
Кто станет новым главным тренером "Автодора", пока не сообщается. Кто будет играть за команду - тоже. Но Родионов обещает: