На данный момент порог беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа в Россию составляет €1000. Согласно решению совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в 2018 году такой лимит будет действовать для всех стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С 2019 года лимит будет снижен до €500, а с 2020 года — до €200.
"С точки зрения российской экономики и российского бюджета введение пошлин – правильная и необходимая мера. Ключевым минусом данной инициативы является удорожание покупок для россиян в иностранных интернет-магазинах, так как дополнительные платежи будут включены в стоимость покупок", - сказал "Газете.Ru" старший юрист BGP Litigation Денис Савин.
Сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров считает, что предлагаемые меры призваны в первую очередь помочь конкурировать с западными игроками российским интернет-магазинам. Зачастую им сегодня не получается предложить цену лучше, чем у большинства зарубежных площадок - в частности, Amazon или Alliexpress, констатирует он. При этом эксперт уверен, что в нынешней ситуации лучше подумать над тем, как в целом сделать условия для российских онлайн-магазинов более конкурентными, чем облагать пошлиной все покупки.
Последние годы активно обсуждается и другой вариант повышения конкурентоспособности российских компаний - налогообложение покупок в зарубежных интернет-магазинах.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), государство уже упустило порядка 300 млрд руб. из-за того, что не ввело НДС на покупку в зарубежных интернет-магазинах. Согласно расчетам АКИТ, в 2018 году сбор НДС с иностранных интернет-магазинов мог бы принести в бюджет 64 млрд руб.
Между тем глава общества защиты прав потребителей ОЗПП Михаил Аншаков также заявлял, что предложения, направленные на увеличение издержек иностранных интернет-магазинов - в частности, введение НДС на товары зарубежных интернет-магазинов ударит по россиянам, которые относятся к среднему и ниже среднего класса. В нынешней экономической ситуации популярны совместные закупки (на сумму в $1000). Введение налога заставит обратиться к фирмам-посредникам или вспомнить профессию "челнока".
При этом эксперт считает, что жалобы российских компаний на отсутствие конкуренции необоснованны.