ФОКУС ГОРОДА 10:56, 04.07.2018

СМИ: Полиция раскрыла схему хищения денег VIP-клиентов Сбербанка

Полиция раскрыла организованную группу из девяти человек, похищавшую деньги с банковских счетов VIP-клиентов Сбербанка, сообщил источник РБК в МВД России. Информацию о раскрытии ОПГ подтвердил другой источник в ведомстве. "В ходе оперативных мероприятий в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде сотрудники полиции задержали девять человек", — отметил источник РБК в полиции. Задержанные, возраст которых составляет от 30 до 64 лет, действовали в группе, отметил собеседник РБК. Пятеро из них были сотрудниками банка, среди них клиентские менеджеры и менеджер по обслуживанию VIP-клиентов, пояснил собеседник РБК.

"В действиях задержанных выявлены признаки организованной преступной группы, в частности четкое распределение ролей", — отметил источник РБК.

РБК направил запрос в пресс-службу МВД с просьбой уточнить обстоятельства этого дела.

В пресс-службе Сбербанка РБК сообщили, что подозреваемые были выявлены в результате внутреннего расследования, проведенного службой безопасности банка, после чего и было "инициировано обращение" в правоохранительные органы. "Участники мошеннической схемы были установлены, среди них выявлены как сотрудники банка, так и третьи лица. По результатам расследования сотрудники были незамедлительно уволены, деньги возвращены клиенту в полном объеме", — подчеркнули в банке.

Как работала схема
По информации источника РБК в полиции, следствие установило, что организатором криминальной схемы была сотрудница Сбербанка, которая вовлекла в преступную деятельность еще четырех сотрудников. Те, в свою очередь, задействовали еще несколько человек, не работающих в банке.

Персональную информацию по банковскому счету клиента для дальнейшего хищения средств с него группе предоставил за денежное вознаграждение менеджер банка по обслуживанию VIP-клиентов. После этого одна из участниц ОПГ, представившись VIP-клиентом — владелицей вклада, обратилась в отделение Сбербанка для оформления сберегательных сертификатов на 40 млн руб. Операция по выдаче сертификатов прошла успешно — два менеджера банка, проводившие ее, также состояли в сговоре. Через пять дней злоумышленники предъявили для обналичивания сберегательные сертификаты на сумму в 20 млн руб. в двух отделениях банка — деньги им выдала менеджер отделения, также участвовавшая в преступной схеме.

Полиция возбудила уголовное дело по ст. 159 УК России (мошенничество в особо крупном размере), добавил собеседник РБК. Максимальный срок наказания за мошенничество в особо крупном размере — до 10 лет лишения свободы. "Один участник ОПГ находится под стражей, восемь — под подпиской о невыезде", — сообщил он.

Это не первый случай, когда банковская служба безопасности вскрывает криминальные схемы. В годовом отчете Сбербанка за 2017 год говорится, что было выявлено и предотвращено 529 случаев использования похищенных (утерянных) или поддельных паспортов, выявлено 22 попытки мошенничества с применением поддельных платежных документов и предотвращено хищение денежных средств со вкладов клиентов Сбербанка по 71 поддельной доверенности на общую сумму 600 млн руб. Подразделениями экономической безопасности Сбербанка в 2017 году было направлено 1055 заявлений в правоохранительные органы по факту попыток причинения ущерба банку или его клиентам, по итогам которых было возбуждено 526 уголовных дел.

Как сотрудники российских банков похищают средства клиентов
В конце июня суд в Краснодарском крае приговорил двух бывших сотрудников банка "Первомайский" к восьми и восьми с половиной годам колонии за мошенничество. Экс-руководитель офиса и бывший главный специалист предлагали клиентам открыть в банке вклады под высокие проценты и заключали подложные договоры. При этом клиенту выдавался не соответствующий образцу приходный кассовый ордер, а деньги похищались. Ущерб вкладчикам составил 387,7 млн руб.

В июне 2017 года менеджер одного из банков в Красноярске был признан виновным в хищении 26 млн руб. со счетов VIP-клиентов. Сотрудник банка на протяжении года перечислял похищенные средства на счет своего подельника, который их обналичивал. Оба подсудимых свою вину признали и были приговорены к семи и пяти годам колонии.

В мае 2017 года бывший сотрудник ВТБ24 был осужден на четыре года колонии за хищение более 185 млн руб. Работник банка оформлял без ведома клиентов поручения на продажу ценных бумаг, а деньги оставлял себе. Если же обманутые просили вернуть им средства, осужденный рассчитывался с ними за счет продажи акций других клиентов.

В июле 2015 года экс-сотрудник Сбербанка был приговорен к четырем годам колонии за хищение 5,6 млн руб. Осужденный зачислял средства на собственные счета, а похищенные наличные заменял муляжами и сдавал в кассу. Сам он заявил, что у его бывшей девушки были финансовые сложности, из-за чего ему пришлось взять несколько кредитов. Кроме того, он проиграл крупную сумму в результате неудачных сделок на бирже.

Человеческий фактор
В большинстве случаев такие хищения оказываются успешны из-за участия в них сотрудников банка, и не важно, насколько у банка сильная система защиты клиентских средств, говорят опрошенные РБК юристы.

Как показывает практика, от посягательств на свои средства не застрахован никто из клиентов, особенно в случае, если это происходит изнутри, говорит руководитель практики финансовых расследований и противодействия коррупции компании ФБК Александр Сотов.

«В данном случае, какую бы системы защиты ни выстроил банк, человеческий фактор играет определяющую роль»
, — отмечает Сотов.

Инсайдерские сведения сотрудников — одна из основных угроз безопасности банков, соглашается партнер юридической компании "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Горбунов.

«Такая схема действий преступников встречается часто, поскольку через сотрудников можно получать более полную информацию о держателях счетов и вкладах, что создает условия для совершения преступления»
, — отмечает юрист.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-07-04/6713.html