Военное ведомство разработало поправки в приказ министра обороны от 14 марта 2014 года № 151 с громоздким названием "Об утверждении Перечня транспортных средств, предоставляемых Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, и Порядка учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям".
Предложенные изменения размещены на портале regulation.gov и сейчас проходят процедуру публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.
В пояснительной записке к документу отмечается, что документ "разработан в связи с изменениями в нормативных правовых актах правительства РФ и Министерства обороны РФ в части, касающейся изменения организационной структуры военных комиссариатов РФ, а также с целью оптимизации учета транспортных средств в военных комиссариатах".
Главным новшеством, которое может реально затронуть многих автовладельцев, станет расширение Перечня транспортных средств, подлежащих учету, за счет автомобилей категории технического регламента Таможенного союза "М1". В нее входят все легковые машины, которые используются для перевозки пассажиров и имеют, помимо водительского, до восьми мест.
Конкретные марки в документе не указаны, но есть примечательное уточнение: "в том числе УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 "Патриот" и т. д. по номенклатуре".
В Минобороны не планируют направлять позаимствованные у граждан автомобили в зону боевых действий. На гражданских машинах военные будут передвигаться до тех пор, пока к ним не поступит со складов штатные легковые автомобили, поэтому даже если кому-то и придется отдать "железного коня", расставание, скорее всего, будет недолгим. Кроме того, за эксплуатацию автомобиля собственнику выплатят компенсацию.
"Проект приказа соответствует Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам права, вносит изменения технического характера в приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 марта 2014 г. № 151 и направлен на совершенствование нормативной базы в области учета и предназначения транспортных средств для комплектования вновь формируемых на военное время соединений и воинских частей.
Издание настоящего приказа не повлечет увеличения штатной численности органов военного управления, соединений, воинских частей и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, а также дополнительных финансовых затрат",— отмечается в пояснительной записке к документу.
Среди других предлагаемых изменений – усиление общего контроля за учетом автотранспорта. В Минобороны хотят, чтобы информацию обо всей технике в военкоматы передавали местные ГИБДД, Гостехнадзора и Росстата.
Поправки Минобороны вызвали большой резонанс в СМИ и соцсетях. Некоторые пользователи отметили, что ведомство и раньше имело право реквизировать автомобили. "Все наши "Нивы", "УАЗ-Патриоты", Escalade, "крузаки" и прочие Touareg в случае войны и так подлежали мобилизации. Более того, ваши квадроциклы и снегоходы – тоже", — написал один из пользователей.
Говоря о внесении в перечень легкового транспорта, участники дискуссии акцентируют, что в случае военных действий армия все равно не станет забирать машины массово.
"В каждой части по штату должен быть УАЗ-469. Если его нет – армия имеет военную "Ниву". И только если не будет "Нивы", ее место займет мобилизованная гражданская машина", — считают пользователи.