ФОКУС ГОРОДА 10:36, 19.10.2018

"Примадонна". Заметки киномана

А еще это премьера из разряда "как до утки — на седьмые сутки". Мировая-то премьера этого фильма состоялась аж в 2016 году!

Выбор названия для нашего проката понятен, но немножко вводит в заблуждение. В оригинале фильм называется именем главной героини — Флоренс Фостер Дженкинс. Примадонной с строгом смысле слова она никогда не была, потому что никогда не выступала с оперной труппой профессионально. Мадам Флоренс (Мерил Стрип, и даже смысла нет перечислять ее заслуги, да?), как ее зовут в фильме, всегда была любительницей.

Культовая фигура 30-х-40-х в Нью-Йорке (и, следовательно, в США), она обожала музыку и много сделала для нью-йоркской (классической) музыкальной сцены. (Как вообще выглядят женские формы слов "филантроп" и "меценат"?)

Фото filmpro.ru

Ее собственная музыкальная карьера в качестве пианистки трагически прервалась еще в молодости. Но отец оставил ей большое наследство, поэтому она нашла другой способ приблизиться к прекрасному — петь.

По каким-то причинам она не понимает, насколько плохо она поет. Все окружающие это понимают, но потакают ей по самым разным причинам (которые сводятся к двум - деньги и искренняя привязанность к ней). Ее гражданский муж/импресарио (Хью Грант, "Паддингтон 2", "Дневник Бриджит Джонс" 1-2) ограждает ее от критиков и плохих отзывов. Он тщательно отбирает зрителей и дает им деньги вместе с билетами на ее небольшие концерты.

Но в финальный год ее жизни, который нам как раз и покажут, ей приходит в голову устроить концерт в знаменитом (огромном) Карнеги-холле и пригласить на него вернувшихся с фронта бойцов. И уж тут никто не сможет оградить ее от правды. Или сможет?

Фото filmpro.ru

Британский режиссер Стивен Фрирз вот уже второе десятилетие снимает кино про впечатляющих женщин в возрасте с не менее впечатляющими актрисами в главных ролях. Это он снял "Королеву", которая принесла "Оскар" и мировую славу Хэлен Миррен, и "Филомену" с Джуди Денч. Более того, после мировой премьеры "Примадонны" он уже успел выпустить картину "Виктория и Абдул", где королеву Викторию играет опять же Джуди Денч. Словом, он — мастер портретов пожилых дам.

Разумеется, он не упустил возможность поработать с американской Мерил Стрип, когда решил снять фильм про ту сторону Атлантического океана.

Фрирз относится к своим героиням нежно и с заботой, и замечательно умеет заставить вас сопереживать даже тем, у кого со стороны все отлично. Например, эта главная героиня в руках другого режиссера могла бы выглядеть как тщеславная дура, которая стала посмешищем, и поделом ей. Но у них и Мерил Стрип получилась добрая и милая чудачка.

Да, она живет в своем мыльном пузыре очень богатого человека и слабо себе представляет, как живут другие люди. Но она не злая, в нет нет презрения к окружающим или снобизма. Она просто хочет внимания.

Фото filmpro.ru

Музыку она любит совершенно искренне, и с удовольствием помогает музыкантам. Просто не дал ей бог певческого таланта и близких, которые сумели бы это деликатно до нее донести. Поэтому, когда она начинает петь, это смешно. Но одновременно вы переживаете, что сейчас ей кто-то об этом скажет, и она расстроится. То есть, вы ей сочувствуете! Вы за нее переживаете! (Хотя, казалось бы, чему тут сочувствовать? Она сама на сцену полезла!)

Кстати, мадам Флоренс — далеко не единственная творческая личность, чье творчество не выдерживало никакой критики, но, тем не менее, находило своих поклонников. В прошлом году вышел фильм Джеймса Франко "Горе-творец" с ним же в главной роли. Там была история создания "худшего фильма всех времен и народов".

Есть еще "Эд Вуд" Тима Бёртона (как раньше водилось, с Джонни Деппом) про "худшего режиссера всех времен и народов" (Кто это выбирает? И почему там только американское кино? У меня столько отечественных кандидатов!)

Для легкого и смешного фильма "Примадонна" оставляет после себя очень много вопросов и тем для размышления: Что это было? Тщеславие? Непробиваемые иллюзии? Потребность во внешнем одобрении? Или героиня правда думала, что хорошо поет в силу каких-то физиологических причин?

Или вот, например, герой Хью Гранта: использует ли он ее, чтобы получить денег, или он правда о ней заботится и любит ее по-своему? А что, если это и то, и другое, (и можно без хлеба)? Кстати, внезапно это одна из самых интересный ролей Хью Гранта за долгие годы. Не зря режиссер выманил его из добровольной отставки. (Ещё одна удачная актерская работа — Саймон Хелберг из "Теории большого взрыва”" Он играет нового аккомпаниатора мадам Флоренс, эдакого проводника в ее своеобразный мирок).

Плюс фильм ставит вопрос о привилегиях богатых людей: ничего подобного не случилось бы, если бы мадам Флоренсе не была так богата. Ну и, конечно, трудно не задуматься о том, насколько стоит потакать любимому человеку и врать ей или ему в глаза, чтобы не ранить чувств. И о том, насколько такое вредит этому самому человеку.

В жизнь реальной Флоренс Фостер Дженкинс было гораздо больше трагичного, чем режиссер и сценарист вам покажут. Картина ограничивается намеками. Их хватает, чтобы стало понятно, что что-то не так, но в трагедию здесь не углубляются.

"Примадонна" — не то, чтобы шедевр. Ребекке Фергюссон, например, там нечего играть. У главной героини маловато пространства для роста. Плюс, это кино не сразит вас наповал захватывающим ритмом. Но вполне может слегка очаровать теплой атмосферой. Это удивительно добрый фильм с отличными актерами и великой актрисой, с замечательными костюмами и интерьерами. В общем, (почти) всё хорошо, только вокал подкачал. Но без этого и фильма бы не было.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-10-19/6935.html