ФОКУС ГОРОДА 11:48, 19.10.2018

"Трансперенси Интернешнл": Бюджет потерял на "чрезвычайных" госзакупках 1,7 млрд руб.

В 2017 году заказчики заключили более 3,5 млн контрактов на общую сумму более 6,3 трлн рублей. Большинство государственных и муниципальных закупок проводятся с использованием конкурентных процедур, что позволяет экономить бюджетные средства за счет снижения начальной максимальной цены контракта и допускать к участию в закупке различных поставщиков, обеспечивая тем самым развитие конкуренции. Для этого проводят аукционы, открытые конкурсы и другие конкурентные процедуры.

Однако закон "О контрактной системе" позволяет заказчику в некоторых случаях обойтись без конкурсов и аукционов, а выбирать подрядчика напрямую. Это называется "закупка у единственного поставщика". Для такого способа закупки характерны высокие риски злоупотреблений при расходовании бюджетных средств, объясняет "Трансперенси Интернешнл".

Всего закон содержит 54 основания, по которым закупка может осуществляться у единственного поставщика. Одно из этих оснований — закупки товаров, работ и услуг в чрезвычайной ситуации, когда применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В рамках проекта "Дорожный ревизор" при анализе  закупки к Чемпионату мира по футболу, обнаружено 27 контрактов на общую сумму 8,7 млрд руб., при заключении которых заказчики не проводили аукционов, ссылаясь на чрезвычайную ситуацию. "Чрезвычайность" в этих случаях заключалась в сжатых сроках, которые сами заказчики и устанавливали, даже если закупки были плановыми.

Авторы публикации на сайте госзакупок (ЕИС) отобрали все "чрезвычайные" закупки с ценой контракта более 30 млн рублей. Из них 186 контрактов на общую сумму почти 23,5 млрд рублей заключены в 2017 году. Они посчитали, что многие из них были заключены с признаками нарушений, которые обошлись бюджету — а значит, гражданам, — в полтора миллиарда рублей.

Проведение "чрезвычайных" закупок регулируется пунктом 9 части 1 статьи 93 закона "О контрактной системе". Для проведения такой закупки должна произойти какая-то экстраординарная ситуация, требующая незамедлительной реакции: надо срочно предотвратить человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей либо ликвидировать последствия, если они уже наступили. При этом заказчик должен подготовить отчет с обоснованием того, почему он посчитал необходимым провести прямую закупку (введен режим чрезвычайной ситуации, возникли обстоятельства непреодолимой силы и т.п.) и на следующий день после заключения контракта уведомить об этом контрольный орган — например, ФАС или уполномоченный орган местного самоуправления.

В зависимости от уровня ЧС, вводить режим "Чрезвычайная ситуация" могут глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны. Для этого требуется официальный документ (распоряжение губернатора, постановление главы администрации и т. д.), где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, на которой он будет действовать, силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ликвидации ЧС, перечень мер, ответственные должностные лица или руководитель ликвидации ЧС.

Когда же заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, а не на введение режима ЧС, он должен доказать, что эти обстоятельства были чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях. Чрезвычайность подразумевает исключительность и необычность обстоятельства. Непредотвратимость подразумевает, что любое другое лицо в аналогичной ситуации не могло бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

При этом недостаток времени в связи с поступлением денег в конце года, по мнению авторов статьи, не является обстоятельством непреодолимой силы. Они приводят и другой пример: заказчик заключает контракт на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации спустя длительное время после возникновения аварии, хотя за это время мог бы успеть провести конкурсную процедуру.

Бывает и так, что заказчику не выделяют деньги на ремонт объектов, находящихся в аварийном состоянии (например, на капитальный ремонт котельной). При этом заказчику известно, что котельная к началу отопительного сезона не будет функционировать, но ситуация искусственно затягивается так, что до начала отопительного сезона остаются считанные дни. Тогда глава администрации района вводит режим ЧС на объекте. Это позволяет выделить средства из резервного фонда и потратить их на ремонт, заключив контракт с любым подрядчиком, выбранным заказчиком по своему усмотрению (тут-то и возникают коррупционные риски). Формально режим ЧС введен, фактически же — основание для его введения является неправомерным, а проведение такой закупки — безосновательным.

Эксперты ресурса изучили 186 "чрезвычайных" контрактов, заключенных в 2017 году, и пришли к выводу, что подавляющее большинство этих закупок не соответствует требованиям закона. Общая сумма контрактов, заключенных при ЧС — 23,5 млрд рублей.

Общая сумма всех контрактов с единственным поставщиком, заключенных, на взгляд экспертов, без законных оснований — 18 539 360 522,25 руб. Сэкономить можно было бы 1 668 542 447 руб., если бы закупки проводились с использованием конкурентных способов определения поставщика.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-10-19/6937.html