ФОКУС ГОРОДА 10:17, 23.10.2018

Фестиваль имени Янковского. Возрождение с легендами

На верстку фестиваля, в котором участвуют не заштатные театры, а звезды театра и кино первой величины, нужно не меньше года, заявил на пресс-конференции в начале сезона Петренко. Необходимо, чтобы совпали графики сразу у нескольких театров, актеры не были заняты в съемках или других проектах, а так же решить массу организационных вопрос. Каждый спектакль столичных театров уровня театра Олега Табакова или Мастеркой Петра Фоменко, которые принимали участие в мероприятии в этом году, стоит по несколько миллионов рублей. Поднять цены на билеты, пытаясь таким образом окупить затраты, в Саратове нереально – на постановки просто никто не придет. Поэтому худрук драмы Григорий Аредаков не скрывает, что такие фестивали изначально убыточны.

"Многие ведь как считают, - рассуждал Аредаков на закрытии, - есть Москва, и вот там играют настоящие артисты в настоящих серьезных театрах. А все, кто живет в провинции, вынуждены довольствоваться тем, что есть. Но когда зритель видит спектакли, не выезжая из своего города, в исполнении тех самых настоящих артистов, то может оценить, насколько конкурентны саратовские театры, движемся ли мы в едином направлении с москвичами или выбиваемся. Для этого и нужны такие мероприятия".

Фото Василия Зимина

На каждом фестивале в обязательном порядке появлялись суперзвезды. В 2011 году ими были Инна Чурикова, Александр Збруев, Татьяна Друбич, Андрей Соколов, Сергей Пускепалис. В 2012-м - Евгений Миронов, Мария Миронова, Максим Матвеев. 4 года назад на сцену выходили Константин Райкин, Марина Зудина, Дарья Мороз, Алексей Кравченко и т.д. На этот раз роль хэдлайнера досталась Владимиру Машкову. Худрук Московского театра Олега Табакова привез в Саратов спектакль "Безымянная звезда" с Аней Чиповской. На пресс-конференции Машков пытался разгадать одну из главных местных культурных тайн. "В чем секрет вашего города, который родит таких уникальных актеров и личностей? Ответ на этот вопрос наверняка знают сами саратовцы, но для меня это настоящая загадка".

Фото Василия Зимина

За привлечение молодежной аудитории отвечал наш земляк Василий Уриевский. Музыкант в качестве актера уже давно заигран в московском театре на Таганке. Однако в Саратове в этом амплуа он на сцену не вышел. Новокуйбышевский театр-студия "Грань" сыграла вампиловского "Старшего сына", песни для которого специально написал Уриевский. Исполнитель спел вместе с актерами финальную песню, а днем ранее сыграл мини-концерт на вечере "Для своих".

Кстати, именно обилие околотеатральных мероприятий отличало этот форум имени Янковского от предыдущих. Помимо девяти спектаклей в Саратове прошли концерты, фотовыставка, презентация книги, встречи с известными театральными режиссерами, писателями, искусствоведами. В антрактах в фойе театра в специальной кабинке с надписью "Слушаем Янковского" можно было услышать фрагменты спектаклей с участием народного артиста СССР. Словом, подуставшему от театральных страстей зрителю было, где отвести душу.

Критики говорили, что Олег Янковский был первым в отечественном кино, кто провозгласил сложность простого человека. Фестиваль же его имени умудряется каждый раз, не повторяясь, провозглашать идею триумфа местной театральной школы. В качестве уже маститых исполнителей на саратовскую сцену вернулись когда-то учившиеся в нашем городе Галина Тюнина ("Мастерская Петра Фоменко"), Сергей Ганин, Игорь Яцко (оба - "Школа драматического искусства"), Анастасия Светлова (ярославский театр имени Федора Волкова), Вячеслав Чепурченко, Андрей Фомин (оба - театр Олега Табакова), Юлия Бокурадзе (новокуйбышевский театр-студия "Грань"). Самарский драматический театр имени Горького показал на фестивале спектакль "Касатка", который стал последней работой режиссера Вячеслава Гвоздкова, выпускника Саратовского театрального училища 1968 года. 9-я студия МХТ представила постановку "Современный концерт", в котором музыкальным руководителем выступила выпускница саратовского мастера Антона Кузнецова Татьяна Пыхонина

Когда-то организаторы фестиваля имени Олега Янковского решили, что было бы правильно проводить его один раз в два года, но так получилось сделать лишь единожды. Четырехлетний перерыв, образовавшийся между двумя последними фестивалями, пошел всему движению на пользу. Театралы успели соскучиться по насыщенному звездному репертуару, а культурные боссы научились доставать средства на такие затратные мероприятия. Впрочем, в условиях нынешнего нестабильного финансирования о конкретных сроках проведения теперь уже пятого фестиваля речи пока не идет. Так что любителям качественного театра стоит почаще мониторить саратовские новости и надеяться на то, что идея тотальной экономии все же обойдет стороной культуру.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-10-23/6940.html