ФОКУС ГОРОДА 12:13, 08.11.2018

"Тень" исчезает в театре. В драме показали сказку для взрослых

Поставил его уже известный местной публике режиссер Александр Созонов. Год назад на малой сцене театра выпустили его спектакль "Женщина из прошлого". Тогда зрители оказались не просто на сцене, а в квартире главных героев, разыгрывающих семейный триллер. Спектакль прошел с таким успехом, что от "Тени" публика ждала, как минимум, такой же нетривиальной подачи.

Созонов – нетипичная для театральной режиссуры личность. Занимаясь театром, он умудрился поработать на телевидении и даже получить экономическое образование и уехать на стажировку в Чехию. Но и за границей он создал свою театральную студию, с которой завоевал призы европейских фестивалей. Позже он учился в Школе-студии МХАТ у самого Кирилла Серебренникова. В 2013-м недавний выпускник поставил спектакль "Портрет Дориана Грея" в театре имени Ермоловой с гениальным Олегом Меньшиковым в главной роли.

Было бы странно ожидать от такого по-хорошему дерзкого режиссера банальных ходов и классических прочтений. Пьесу Евгения Шварца "Тень" в театрах ставили несколько десятков раз, в кино главных героев в разное время играли Олег Даль и Константин Райкин. Одним словом, планка была поднята до небес. Самое то, чтобы потягаться с метрами!

Фото Василия Зимина

Шварц написал "Тень" специально для Театра комедии и в соответствующем жанре. Но материал оказался настолько пластичным, что режиссеры смело добавляют туда и драму, и мелодраму, и триллер, и мюзикл. Сказка на первый взгляд соответствует всем сказочным канонам. Здесь в наличии есть Принцесса, дворец, придворные дамы, стража. Вот только добру настолько сложно победить зло, что, кажется, легче сдаться.

Молодой ученый Христиан-Теодор (Андрей Седов) приезжает в маленькую южную страну и поселяется в гостинице в номере, в котором когда-то жил его друг Ганс Христиан Андерсен. Страна на самом деле существует по сказочным законам, а наследница престола Принцесса (Зоя Юдина) прячется ото всех в надежде найти себе в супруги того, кого хотел для нее отец. Людовик Девятый Мечтательный видел рядом со своей дочерью доброго, умного и непременно порядочного человека, не отягощенного знатными титулами. В стране с хорошими людьми напряженка, а потому, когда Принцесса встречает Христиана-Теодора, то не может поверить в случившееся. "Как бы было хорошо, если бы моя тень отправилась к Принцессе и сказала ей, как я ее люблю", - мечтательно рассуждает влюбленный ученый. Вдруг от него отделяется его Тень (Александр Каспаров), а сам ученый падает без сил.

С этой поры у придворной публики пропадает покой. Одни мечтают с помощью Тени добиться расположения самой завидной невесты в королевстве, другие замышляют план по убийству Христиана-Теодора. В этом диком круговороте интриг они упускают из виду саму Тень по имени Теодор-Христиан. Он оказывается полной противоположностью своему хозяину, и готов на все, лишь бы Принцесса предпочла ученому его.

Фото Василия Зимина

В постановке все, что называется, ту мач. Обилие световых и электронных спецэффектов отсылают зрителей к телевизионному прошлому режиссера. Провинциальный театр с трудом, но все же сумел выполнить все требования по технической части. Сцена сверкает светодиодными фигурами, то и дело, словно в комиксах, появляются облака с ключевыми фразами. За актерами следуют их коллеги с камерами, изображение тут же передается на экран, создавая эффект подсматривания в замочную скважину. Проектор воссоздает сюрреалистичные картины на специальной сетке, которой отдан весь передний план сцены. В довершении ко всему четверо актеров-мужчин встают на каблуки, облачаются в латексные костюмы и как в лучших клипах Леди Гаги.

Спектакль полон двойных смыслов, третьих планов, иронии и запредельного гротеска. Чего стоит только слово "стабильность", которое то и дело повторяют придворные вельможи, оправдывая им любое преступление. В одно мгновение сцена заполнилась сверкающими надписями "#стабильность", а герои складывали пальцы в хэштег. Для всех них это больше, чем символ. Это своего рода крестное знамение, попытка причинить добро всем подряд даже помимо их воли. Ну чем не прямая отсылка к современности!

Фото Василия Зимина

Седов и Каспаров солируют безупречно. Добро и зло в их исполнении получаются максимально правдивыми. Внешне идеальную пару с демоническим Седовым составляет не менее драматичная Зоя Юдина. Она меньше всего похожа на классическую сказочную принцессу. Долой светлые локоны, ванильные платьица и искренние улыбки. Эта Принцесса носит трагичные смоки айз, предпочитает в одежде черный и предельно холодна на эмоции. Главных героев чуть не затмила Татьяна Родионова, которой досталась роль певицы Юлии Джули. Выглядит она живым воплощением мультяшной красотки Джессики Рэббит, соблазняя всех, кого видит на своем пути. Не глупая вроде дама привыкла на сцене показывать то, чего жаждет публика, потому и в реальной жизни предпочитает наигранно улыбаться и жеманничать, что есть сил. Стоит Родионовой появиться на сцене, как зритель заранее расплывается в улыбке, сейчас точно будет смешно. Такая разрядка после любовных страстей главных героев дорогого стоит.

Именно Юлия Джули произносит одну из главных фраз в "Тени": "Неужели когда-нибудь будет модно быть хорошим человеком? Ведь это такое хлопотное дело". Как же хочется, чтобы эта мода захватила мир как можно раньше.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-11-08/6969.html