ФОКУС ГОРОДА 10:39, 26.11.2018

Онкобольная о лекарствах в Саратове: "Врачи отводят глаза"

Битва за таблетку
Как говорят в саратовских пациентских организациях, причиной увеличения смертности может являться несвоевременное обеспечение онкобольных лекарственными препаратами.

Миелома – тяжелое заболевание онкологического характера, поражающее костный мозг и вызывающее активное разрушение костной ткани. Люди с таким диагнозом нуждаются в незамедлительной медицинской помощи. 59-летней жительнице Саратовской области диагноз не могли поставить почти полгода: как это бывает, направляли от врача к врачу, пока пациентка не попала к гематологам: там диагноз был поставлен после одного анализа, буквально за несколько часов. Врачами был назначен курс химиотерапии, но оказалось, что провести его невозможно – из-за отсутствия необходимого лекарственного препарата. Как объяснили родственникам пациентки в региональном минздраве, лекарственные препараты на этот год закуплены, поэтому рассчитывать на химиотерапию можно только в новом, 2019 году. Если, конечно, пациентка до него доживёт. Жалобы в прокуратуру, общественные организации сдвинули дело с мертвой точки: в конце ноября этого года женщина получила первую упаковку лекарства. Правда, ей потребуется поддерживающая терапия каждый месяц, и насколько реально постоянно "выбивать" у чиновников лекарства, можно только догадываться.

"Ко мне обратились несколько пациентов с онкологией, которые не могут получить положенные по закону лекарственные препараты, - рассказала Наталия Биюн, член Общественной палаты Саратова, председатель правления Саратовской региональной общественной организацией помощи больным онкологическими заболеваниями "Жизнь". – Причины разные. Иногда местные врачи не желают признавать заключения и схему лечения столичных онкологов: так получилось у больного с раком предстательной железы. Пациенту было назначено лечение в Москве, он обратился в Саратове за лекарством, но ему сообщили: в этом году на вас лекарств нет, в 2019-м поставим в очередь, тогда и получите. У пациента целая официальная переписка с региональным минздравом. В целом, ситуация у онкобольных простая: есть деньги – покупают лекарства на свои средства, нет – умирают. Причем умирают саратовцы в тяжелых мучениях. Не так давно у меня на приеме был сын пациентки, которой должна оказываться паллиативная помощь – то есть, постоянное сильное обезболивание. Оказалось, что рецепт на приобретение лекарства за свои деньги ему выдают, а бесплатный – нет. Когда попытались выяснить в поликлинике, в чем проблема, оказалось, что торги закупок лекарственных препаратов ещё не провели: был май 2018-го. И таких случаев не мало".

Как считает общественница, онкологические больные в нашем регионе не интересуют чиновников от здравоохранения. Иначе как объяснить отказ властей области построить в регионе современный ПЭТ КТ центр? ПЭТ КТ (позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с обычной компьютерной томографией) действует в два этапа: первая диагностика отмечает изменения в обмене веществ в организме, а вторая – в структуре тканей и органов. Это позволяет начать лечение при обнаружении самых первых признаков раковой опухоли.

«"Я нашла инвесторов для постройки ПЭТ КТ центра, нужно было выделить лишь небольшой клочок земли. Но власти региона отписали мне, что в Саратовской области нет "жизненной необходимости для постройки ПЭТ КТ центра". А то, что саратовские пациенты ездят на ПЭТ-КТ в другие регионы, этого никто не замечает"»
, - говорит общественница. 

Двадцатишестилетней Елене Чобан диагноз "меланома кожи" был поставлен в прошлом году. Сейчас болезнь прогрессирует, врачи подозревают метастазы в головном мозге. Несколько лет молодая женщина находится на таргентной терапии, которая подразумевает применение лекарственных препаратов, воздействующих на определенные мишени раковой клетки, тем самым прекращается ее рост и размножение. Но буквально на днях начались перебои с препаратом, у больной осталось буквально несколько таблеток.

"Меня заверяли еще в сентябре: мол, на три месяца лекарства хватит, - рассказывает Елена Чобан. – Теперь врач отводит глаза и говорит, что не знает, когда появится мой препарат. Купить на собственные средства упаковку лекарства не представляется возможным, стоимость препарата "Мекинист" от 240 до 280 тысяч рублей. Упаковки хватает на один месяц.

Перерыв в лечении при таком сложном диагнозе может оказаться для молодой женщины необратимым: сейчас она пытается собрать деньги на лекарство через социальные сети и неравнодушных людей.

"Я надеюсь, вдруг у кого-то такая же проблема, остался препарат после перехода на другую схему лечения, и люди пожертвуют упаковку нужного мне лекарства, - говорит Елена. – Стыдно и трудно просить, переступаешь всяческие границы, но очень хочется выздороветь, а упускать время нельзя".

Современно, и очень дорого
На вопрос, почему пациенты буквально вынуждены "выбивать" лекарства, и как снизить смертность от онкологии, в неформальной беседе кратко ответил бывший внештатный онколог области Владимир Семенченя.

"Смертность от онкологии зависит от двух причин – ранняя диагностика и адекватное лечение, - говорит врач-онколог, кандидат медицинских наук Владимир Семенченя. - Адекватное лечение современными препаратами стоит немалых денег, стоимость препарата для таргетной терапии может достигать 300 тысяч рублей. Поэтому на эту тему говорить можно долго, но что делать, если в казне не хватает денег? У нас в стране действует программа "7 нозоологий", и пока туда включено одно онкологическое заболевание. Если добавить в программу другие онкозаболевания, которые требуют химиотерапии, думаю, ситуация изменится в лучшую сторону – поскольку обеспеченность больных современными препаратами будет лучше".

Хочется в это верить. Пока же пациенты, и не только те, кто страдает онкологическими недугами, пытаются добиться своевременного отпуска льготных лекарств. Как сообщили в прокуратуре Саратовской области, нарушения действующего законодательства по вопросам льготного лекарственного обеспечения были выявлены в большинстве районов области. Так, проверкой, проведенной Вольским межрайонным прокурором, установлено, что семье местных жителей лечащим врачом ГУЗ "Вольская районная больница" назначены лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛС, но рецепт на их получение в нарушении вышеуказанного законодательства, врач не выписала.

Прокурором Фрунзенского района города Саратова выявлен факт неправомерного отказа гражданину в предоставлении рецепта на лекарственный препарат "Кетостерил". Проверкой прокуратуры области с привлечением специалистов Росздравнадзора области в ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница № 5" в октябре этого года установлено, что пяти пациентам не выписаны льготные рецепты на назначаемые лекарственные препараты. Аналогичные нарушения выявлены в ГУЗ "Саратовская городская поликлиника № 10", ГУЗ "Саратовская городская поликлиника № 20", ГУЗ "СГКБ №10", ГУЗ СО "Аркадакская РБ", ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница № 12", ГУЗ "Саратовская городская поликлиника № 11", ГУЗ "Саратовская городская поликлинка № 14", ГУЗ "Саратовская городская больница № 8".

При этом в прокуратуре отмечают: в ходе проведения ведомственного контроля сотрудниками министерства здравоохранения области данные факты не выявляются. "Отдел лекарственного обеспечения в его структуре, к основным задачам которого отнесено обеспечение контроля за сохранением гарантированного уровня бесплатной лекарственной помощи, проверки по указанному вопросу не проводит вовсе" - резюмировали в областной прокуратуре.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-11-26/6985.html