ФОКУС ГОРОДА 10:54, 29.11.2018

Сделка по-мефистофелевски. В ТЮЗе - спектакль о любви и искушении

Жанр "Прощания в июне" изначально определен как комедия. Но если в эпизодах и можно без труда отыскать комическую составляющую, то история в целом - это настоящая драма.

На автобусной остановке случайно встречаются студент Колесов (Салман Джумагазиев) и студентка Таня (Виктория Бикетова). Колесов, слывущий среди знакомых настоящим Ромео, осыпает девушку комплиментами и тут же приглашает ее на свадьбу своих друзей. Робкая Таня отказывает и предлагает вместо нее пригласить на свадьбу певицу, которая как раз приехала в город на гастроли. Молодой человек отшучивается и записывает Тане адрес общежития, где пройдет торжество.

На самой свадьбе все не так и радостно. Слово за слово, и вот уже невеста Маша (Екатерина Максюта, дочь знаменитого силача Владислава Максюты) снимает кольцо, фату и объявляет свадьбу недействительной. В это время в комнату как раз входит ректор вуза Репников (Илья Кузьмин) и задержавшийся Колесов. Он все-таки попытался пригласить певицу, но повздорил с ее музыкантом и теперь скрывается от милиции. Тут же появляется и Таня, выясняется, что она дочь ректора. Именно это обстоятельство осложняет все дальнейшие события. Колесов получает 15 суток за хулиганство, а ректор, осторожный и безумно любящий дочь, намерен не просто отчислить его из университета, но и сделать все, чтобы он никогда не увиделся с Таней. На кону любовь или карьера, в качестве метода - мефистофелевская сделка.

Эта пьеса имеет истинно вампиловский почерк. История вроде бы очень простая, но несколько образов, обрывистых фраз и открытый финал делают ее маленьким шедевром. Даже профессиональные критики сразу после выхода в печать "Прощания в июне" перебрали множество вариантов того, почему герои повели себя так, а не иначе. Например, они отвергли версию о том, что это пьеса о любви и предательстве, а именно такое ощущение возникает после ее прочтения и просмотра спектакля. Салман Джумангалиев ярко и достоверно играет влюбленного парня, который запутался и попал в дурацкую ситуацию. В финале ему сочувствуешь, хотя его Колесов к тому времени становится достаточно наглым и дерзким. Такой трансформации способствует персонаж Золотуева, которого блестяще исполнил Сергей Филимонов. Этот образ стал, пожалуй, самым ярким во всей постановке. Не верится, что вчерашний школьник, смог настолько органично примерить на себя образ бывшего заключенного на шестом десятке. В меру смешно, в меру трогательно и даже с собственной моралью, которая имеет эффект массового поражения.

Спектакль идет на малой сцене, но только на первый взгляд это может показаться выигрышным вариантом. Да, большую сцену надо умудриться заполнить собой, играть нужно так, чтобы талантом зацепило и последние ряды балкона. Однако там актеры не находятся как на ладони. На малой сцене ни дрожащие коленки, ни бегающий взгляд не ускользнут от зрителя, который находится буквально в нескольких метрах. Все это было и в "Прощание в июне". Воспитанники Беляковой заметно волновались, и порой некоторых из них хотелось поменять местами. Но с другой стороны народная артистка максимально облегчила им задачу, выбрав для студентов пьесу с персонажами-ровесниками, и поставив спектакль с классическим прочтением. Стоит все-таки быть снисходительными и признать, что дипломный спектакль на то и дипломный, чтобы быть все еще учебным. На то, чтобы подучиться, у молодых актеров еще есть половина театрального сезона.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-11-29/6991.html