ФОКУС ГОРОДА 09:11, 25.12.2018

Гражданская война в кремовых шторах. В ТЮЗе показали другие дни Турбиных

С редакциями пьесы все тоже не так просто. Всего их три, но какую стоит считать последней, критики спорят до сих пор. Ясно одно – первые варианты были максимально приближены к роману. Именно их решил взять за основу тюзовского спектакля режиссер Георгий Цхвирава. Местная публика с приезжим мастером уже знакома, в ТЮЗе не первый год с успехом идут две его постановки – "Вишневый сад" и "Дядюшкин сон".

В центре внимания Киев зимой 1918-1919 годов во время Гражданской войны. Власть в городе переходит от гетмана к Директории, затем от Петлюры — к большевикам. Перед семьей офицеров Турбиных стоит непростой выбор. Полковник Алексей Турбин (Евгений Сафонов) и его младший брат, юнкер Николай (Николка) (Вадим Самаркин) верны Белому движению. А вот муж их сестры Елены (Эльвира Иртуганова) Владимир Тальберг (Руслан Дивлятшин) при первой же возможности бежит из города вместе с германскими войсками. В квартире Турбиных часто собираются офицеры  Виктор Мышлаевский (Артем Кузин), Александр Студзинский (Алексей Кривега) и Леонид Шервинский (Олег Верин). Вскоре к ним присоединяется дальний родственник Турбиных доморощенный поэт Ларион Суржанский (Лариосик) (Михаил Третьяков).

Если вы думаете, что спектакль исключительно о трагедии и страданиях, то ошибаетесь. Цхвирава вместе с группой приглашенных мастеров создали удивительно уютный спектакль. Нет, нет, о кровавых событиях, происходящих в городе, в доме Турбиных говорят каждый день, делятся новостями, спорят до хрипоты, ругаются. Внутреннее ощущение тревоги не покидает ни на минуту, нервы натянуты как струна. Но канонады выстрелов в этой версии "Белой гвардии" являются не основой, а всего лишь фоном для иллюстрации жизни отдельной семьи. Признания в любви, песни под фортепиано, разбитая бутылка водки, спущенный с лестницы предатель, аппетитная служанка, которую так и хочется ущипнуть за бочок, хлебосольные застолья, много смеха, шуток и забавных историй – всем этим заняты дни Турбиных и их друзей. Они не стесняются быть веселыми и живыми в один из самых тяжелых моментов в стране, не стесняются любить и ненавидеть, не пытаются занять позицию повыгоднее и поудобнее, а руководствуются соображениями совести и чести.

Воспетые Лариосиком мягкие кремовые шторы и чарующая зелень абажура создают ту камерность, которая не может надоесть. В нее хочется завернуться как в теплый плед. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что режиссер не спешит выпускать зрителей за пределы квартиры Турбиных. Больше того, публика увидит еще одних обитателей этого дома, которым в пьесе для МХТ места не нашлось. Домохозяева и соседи главных героев Василий (Василиса) и Ванда Лисовичи (Юрий Ошеров, Нина Пантелеева) каждую минуту ожидают визита бандитов и пытаются спрятать в квартире деньги и ценности. Скупой и трусоватый Лисович задумывался как отрицательный персонаж, но обаяние худрука ТЮЗа сделало свое дело, и этот образ получился милым и комичным.

Юная рыжая красотка Эльвира Иртуганова еще несколько лет назад была самой заметной барышней на курсе у народного артиста России Александра Галко. ТЮЗ, едва приняв ее в штат, сразу же доверил роль Елены Тальберг. Выбор получился удачным, особенно учитывая характер спектакля. Иртуганова идеально совпала по возрасту с булгаковской Еленой, представила ее порывистой, легкой, улыбчивой в отличие от классического холодного киноварианта в исполнении Валентины Титовой.

Артем Кузин помимо работы на сцене потрудился еще и помощником режиссера. Такая игра на два фронта на актерской составляющей никак не отразилась. Его Мышлаевский интеллигент, но тихим и скромным его не назовешь. Он если надо, и силу применит, и за словом в карман не полезет. А сам Кузин за последние годы из лучшего молодого актера ТЮЗа превратился в настоящую звезду.

Если бы постановочная группа хотела хайпануть, то зацепилась бы за актуальную сегодня украино-российскую тему. Но к счастью, эта линия в "Белой гвардии" не педалируется, лишая спектакль околополитической  пошлости. Заигрывать с внешней атрибутикой художники тоже не стали, масштабная премьера получилась классической.

Разбери спектакль на цитаты, так он и вовсе будет иметь психотерапевтический эффект. "Василиса какой-то симпатичный стал после того, как у него деньги поперли, – говорит Николка Турбин в одной из сцен. - Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные". Так что, когда в следующий раз у вас возникнут трудности с финансами, вспомните Булгакова, ТЮЗ и "Белую гвардию" и поймете, что вы очень даже симпатичны.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-12-25/7033.html