ФОКУС ГОРОДА 10:58, 27.12.2018

Новый застой. В 2018 году россияне продолжали беднеть и терпеть

За майские указы заплатят все
Главным социально-экономическим событием старого года стало повышение пенсионного возраста. К этой непопулярной мере правительство подходило целое десятилетие, а то и больше. Вопрос периодически дискутировался – было похоже, что власть зондирует настроения в обществе. Пенсионный фонд давно испытывал серьезную нехватку средств, которая усугублялась демографической ямой и старением населения.

Все: и сторонники власти, и ее оппоненты – понимают, что пенсионный возраст нужно было повышать. Но последние получили от реформы политические очки. Пенсионный возраст стал главным политическим фактором года, вылившись, как полагают эксперты, в протестное голосование в Приморье, Хакасии, Владимирской области и других регионах. Некоторые даже говорят, что пенсионная реформа пошатнула "крымский консенсус", возникший в обществе после 2014 года. Как бы то ни было, доверие к власти и готовность терпеть дальше в обществе заметно снизились, что показали даже официальные рейтинги президента и партии власти.

В 2019 году пенсионный возраст повысится на полгода – до 60,5 для мужчин и 55,5 для женщин. По расчетам РЭУ имени Плеханова, из-за этого на работе останутся около 300 тыс. пенсионеров. Это хорошо для тех профессий, в которых наблюдается дефицит специалистов, и плохо для тех, где конкуренция высока. Работодатель, конечно, предпочтет оставить опытного, хоть и возрастного сотрудника, чем взять "зеленого" новичка. С другой стороны, те, кто потерял работу перед самой пенсией, имеют очень небольшие шансы ее найти. Власть к этим проблемам готовится, поэтому повысила с 2019 года пособие по безработице.

Владимир Путин после победы на президентских выборах представил стратегию развития страны до 2024 года. По его замыслу, за шесть лет страна должна сделать прорыв и достигнуть того, что ей не удавалось за предыдущие два десятилетия, – войти в пятерку мировых экономических держав. Не менее амбициозные задачи поставлены в социальной политике, а на их выполнение требуются огромные деньги, которых в бюджете не хватает. Пенсионная реформа была подчинена в том числе и решению этой проблемы – ПФР должен перестать проедать дыру в бюджете. Сразу же после выборов начали обсуждаться различные варианты перенастройки налоговой системы. В результате было решено повысить НДС с 18 до 20%.

По расчетам правительства, эта мера должна принести в бюджет дополнительные 2 трлн руб. за шесть лет. Хотя некоторые аналитики полагают, что рост НДС прямо не скажется на нас с вами, верится в это с трудом. Нет никаких сомнений, что бизнес возложит возросшие расходы на потребителей, хорошо, если под шумок не накинет еще несколько процентов к ценникам. В 2019 году нас ждет рост цен, и в этом виноват не только НДС, но и рост цен на бензин, и другие причины. Нельзя забывать и про девальвацию рубля, очередной виток которой никогда не исключается.

После резкого скачка цен на топливо в мае 2018 года власти страны пошли на сокращение акцизов. Но с 1 января 2019 года их вернут на запланированный уровень. Правительство договорилось с нефтяными компаниями, что они не будут повышать цены выше инфляции (4,6% за год), пообещав им некоторые компенсации и бонусы. Удержатся ли нефтяники от резкого подъема цен или снова начнут торговаться с властями, держа в заложниках автомобилистов, увидим уже скоро.

Государство поищет деньги также у тех, кто до недавнего времени с ним не делился. Со следующего года начнется эксперимент по обложению налогом на профессиональный доход так называемых самозанятых граждан (тех, кто работает сам на себя). Они будут платить 4% с дохода, если они продают товары или оказывают услуги физическим лицам и 6% - если юридическим. Кроме того, малый бизнес начнет платить больше страховых взносов.

Кредитный пузырь
Власти страны как мантру повторяют то, что Россия устояла под санкциями. К счастью, последствия западной экономической блокады действительно оказались не настолько серьезными, как многие ожидали сначала. И на самом деле открыли дополнительные ниши и возможности для российских производителей, прежде всего, продуктов питания. Впрочем, никто никогда не узнает, как развивалась бы российская экономика, не будь санкций.

Главная заслуга, которую приписывает себе власть, – стабильность. Хорошо, что нет падения, с другой стороны, нет и роста. Глава Счетной палаты РФ, бывший вице-премьер правительства Алексей Кудрин констатировал:

«Последние 10 лет мы живем с темпами роста 1%. Я хочу сказать, что после Второй мировой войны у нас такого длинного периода в истории России, чтобы мы жили больше 10 лет с таким темпом роста, 1%, нет. Мы попали в серьезную такую застойную яму»
. Конечно, к такому результату причастен и сам г-н Кудрин, но факт остается фактом.

Вот и по итогам 2018 года рост ВВП страны (прогнозно и по официальной статистике) составит 1,8% (планировалось 2,1%). На следующий год МВФ прогнозирует такой же показатель. Для сравнения, экономика Китая в этом году вырастет на 6,3%, и в Поднебесной это считается уже не очень хорошим показателем. Правительство также гордится относительно низкой инфляцией (по прогнозам – 4,1%) и ростом зарплат (7%), то и эти поразительные цифры блекнут перед реальным положением дел.

На своей пресс-конференции Владимир Путин призывал увидеть позитив в официальной статистике: мол, рост маленький, но положительная тенденция налицо. По его словам, реальные располагаемые доходы граждан в 2018 году впервые за несколько лет выйдут в плюс (пусть всего на полпроцента). Аналитики удивляются, откуда взялась эта цифра: тот же Росстат сообщал, что в ноябре 2018-го реальные доходы упали по сравнению с ноябрем 2017-го на 2,9% и до этого тоже падали (не из-за этого ли уволили главу Росстата?). Розничная торговля (она служит косвенным показателем роста доходов) за 11 месяцев выросла на 3%, но с учетом инфляции от этого роста вряд ли что-то остается.

Еще одним доказательством восстановления экономики Путин назвал рост продаж автомобилей и недвижимости. Но всем понятно, что эти две отрасли никак не служат показателем платежеспособности граждан. И машины, и жилье граждане берут в кредит. В этом году ключевая ставка ЦБ снижалась до минимума с 2014 года (7,25%). Граждане поспешили воспользоваться моментом, боясь, как бы ставки не поползли опять вверх. Кредитование в этом году било рекорды. Причем очень актуальной была услуга рефинансирования старых займов, что позволило банкам уменьшить уровень просроченной задолженности.

Аналитики говорят: бум на кредитном рынке недолговечен, в первую очередь из-за того, что доходы граждан не растут. "Эксперт РА" предсказывает сокращение на 10% объема выдачи ипотеки в следующем году. По данным того же агентства, в ближайшие 2 года может наступить кризис на рынке потребительского кредитования. Слишком быстрый рост кредитов заставил специалистов беспокоиться об образовании "пузыря". Увлеченные потоком клиентов, банки не заботятся о том, как им будут возвращать деньги, что может обернуться для них серьезными проблемами в перспективе нескольких лет.

ЦБ тем временем снова начал поднимать ставку, вслед за ней уже поползли и кредитные проценты. Причина действий регулятора – опасения по поводу роста НДС, цен на бензин и другие товары и услуги в начале года. Инфляция в 2019 году окажется выше, чем в 2018-м (по прогнозам 5-5,5%).

Из других важных экономических тенденций старого года можно отметить продолжение чистки банковского сектора. Впрочем, после санации трех крупных банков в 2017 году ("Открытие", "Бинбанк", "Промсвязьбанк"), она пошла на убыль и ограничивается добиванием небольших региональных организаций. Со следующего года ЦБ планирует переключить свое внимание на негосударственные пенсионные фонды, которые и без того начали самоустраняться и объединяться друг с другом.

Новый кризис?
Министр экономического развития Дмитрий Орешкин предупредил, что начало 2019 года будет непростым. Причина тому – не только наши внутренние неприятности, но и ситуация в мировой экономике. Если вкратце: на американском и европейских фондовых рынках наблюдается рецессия. Цены на нефть падают, из-за этого очень неспокойно чувствует себя и рубль. МВФ прогнозирует замедление роста мировой экономики, причинами которого станут уход капитала с развивающихся рынков и торговые войны между Китаем и США. Некоторые наиболее пессимистичные эксперты даже не исключают нового экономического кризиса.

Российская экономика снова будет зависеть от цен на нефть. Пока все идет к тому, что ОПЕК опять договорится об ограничении добычи, т.е. если нефть и подешевеет, то не катастрофически. Впрочем, все будет опять же зависеть от мировой политики. На бюджете падение цен на нефть скажется в отсутствии дополнительных доходов, в основе финансового плана государства заложена и так довольная низкая стоимость "черного золота". Благодаря относительно высоким ценам на нефть, в 2018-м нефтегазовые доходы бюджета увеличились на 45%.

До сих пор не снят вопрос санкций в отношении российских госбанков. В этом году им в очередной раз пригрозили отключением от международных платежных систем. Госбанки в лице главы ВТБ Андрея Костина ответили миру идеей дедолларизации. Изначально в СМИ обсуждалась даже возможность конвертации долларовых сбережений в рубли, после чего многие побежали в банки и начали снимать хранящуюся там валюту. Увидев это, государство дало понять: у граждан никто доллары изымать не собирается, а идея г-на Костина (которая на самом деле и не его) касается только внешнеторговых операций.

Пик валютной паники пришелся на август-сентябрь. Граждане снимали деньги со счетов госбанков, а вот валютные счета у "дочек" западных финансовых корпораций подозрительно росли. Посмотрим не повторится ли такая ситуация в 2019-м.

Виртуальный рост
Для саратовской экономики 2018 год отмечен сразу несколькими тяжелыми отметинами. Одним из первых ударов стал уход с рынка единственного регионального авиаперевозчика – "Саратовских авиалиний". После крушения самолета в Подмосковье ни у региональных, ни у тем более федеральных властей не нашлось желания помогать оступившейся компании. Декларативно государство стремится развивать региональные авиаперевозки – пока же все делается для того, чтобы поставить их в жесткие условия и ограничить конкуренцию на рынке.

Авиакомпания стала только первой ласточкой. Во второй половине года главным событием стала продажа "Солнечных продуктов" их конкурентам – компании "Русагро". На первый взгляд, это событие нейтральное, слияния и поглощения – обычное дело для бизнеса. О закрытиях предприятий и сокращениях речи ведь не идет. Но лишение хозяйственной самостоятельности ничего хорошего для компании и для области не несет. Есть основания полагать, что прибыль и инвестиции в новой компании будут распределяться уже по-другому, и будут ли при этом соблюдаться интересы региона, большой вопрос.

Экономика области понесла и еще целый ряд менее заметных, но от того не менее ощутимых потерь. Например, объявила о скором закрытии "Саратовская табачная фабрика". Громко хлопнув дверью, отказался развивать производство "Саратовский молочный комбинат". Закрылся производитель стирального порошка "РосБытХим", который так и не смог пробиться в занятые транснациональными корпорациями торговые сети. До банкротства дошли одни предприятия ("Саратовский завод резервуарных металлоконструкций", "Нефтегазмаш", "Саратовский завод строительных материалов", "Саратовский завод приборных устройств", "9 ЦАРЗ"), шла распродажа имущества других ("Волжский дизель имени Маминых", "Завод АИТ", "Волгодизельаппарат"), окончательно ушли в небытие третьи ("Саратовский лифтостроительный завод", "Ниткан-Покровск").

"Урожайным" стал год и на банкротства застройщиков. Алчность местных "девелоперов" и отсутствие адекватного расчета экономики проектов при попустительстве чиновников привели к росту списка обманутых дольщиков до 5 тысяч человек.

Примечательно не только количество уходящих предприятий. Удивляет реакция областной власти на происходящее: она не только не пытается препятствовать ликвидации налогоплательщиков, но иногда еще вдогонку комментирует: мол, невелика потеря. Можно подумать, что в портфелях чиновников лежат кипы предложений от инвесторов, а телефоны в кабинетах разрываются от их звонков.

Правительство области и впрямь заявляет, что капиталовложения в область по-прежнему идут, но реально все больше признаков говорит о снижении инвестиционной активности. Крупных проектов становится все меньше, да и те чаще всего задумывались еще до кризиса. Для привлечения инвесторов в этом году была создана "Корпорация развития Саратовской области". Пока о конкретных результатах ее работы ничего не известно, какие-либо новые проекты, привлеченные ей, не анонсировались.

В начале года в области впервые был проведен Саратовский экономический форум, который посетил даже тогдашний вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Однако при отсутствии реальной инвестактивности подобное мероприятие смотрелось как пир среди чумы. А подписанные на ней соглашения – строительство линии скоростного трамвая, аквапарка, трассы из Китая в Европу – пока так и остались на бумаге.

Для бюджета области 2018 год стал более удачным, чем предыдущий. По данным минфина, он будет исполнен с профицитом в 2,6 млрд руб. Доходы увеличились за счет роста собираемости налогов (главным образом, НДФЛ, акцизов и налога на имущество организаций) и поступлений из федерального бюджета. В конце года чиновникам удалось даже впервые за долгие годы сократить госдолг на 1,3 млрд. Тем не менее, по бюджетной обеспеченности на душу населения область остается на последних местах в ПФО (14-е из 14-ти) и России (83-е из 86).

Областные чиновники делают акцент на росте отраслей экономики – промышленности, розничной торговли, общепита. По данным Саратовстата, денежные доходы населения по результатам 10 месяцев 2018 года увеличились на 2,7%. Но, опять же учитывая инфляцию, индексации зарплат бюджетников, пенсий и социальных выплат, можно предположить, что это рост виртуальный и существует только в отчетах. По прогнозам Финансового университета при правительстве РФ, Саратовская область отнесена к регионам, в которых доходы граждан в 2019 году расти не будут.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-12-27/7038.html