ФОКУС ГОРОДА 10:23, 17.01.2019

Занесенные снегом в Саратове. Даешь "Навального" на сугробы

Вот, к примеру, снег - милость природы. Экологи отмечают, что атмосферные осадки очищают воздух. Сельхозпроизводители тоже радуются — весной снег даст влагу полям, а значит можно надеяться на хороший урожай. И дачники довольны — теплолюбивые растения надежно защищены от морозов. А красота-то какая, наверняка добавят художники и поэты. И дети, разумеется.

И только саратовец на улице, как говорится, не весел. Бездарность, слабость, несостоятельность, растерянность вообще находятся не в категории радостных зрелищ. А в том случае, если они характеризуют власть и являются причиной опасности для собственной жизни и здоровья, то выглядят особенно отвратительными. Этой снежной зимой прохожий на улице города всякий раз рискует если не увязнуть в глубоком сугробе, то попасть под удар увесистой ледяной глыбы. Сосульки-то кое-где сбили, но скатные крыши домов остались под шапкой из льда и снега. И эта тяжелая масса вряд ли поведет себя гуманнее во время оттепели, чем острые ледяные пики.

Впрочем, снег под ногами и колесами нынче вызывает куда больше эмоций, он демонстрирует возмутительную убогость организации местных коммунальных сил. Этой зимой дороги превратились в тропинки, горы снега лежат даже на центральных перекрестках (на углу Радищева и Киселева такие высокие сугробы, что пешеходы и водители не видят друг друга). Сегодня сложно назвать даже единственный участок, который бы очищался от снега в соответствии с ожиданиями и потребностями горожан (есть "оазисы" перед зданиями разного рода властей и в местах, где живут некоторые их обитатели).

Конечно, такой щедрости у природы никто не просил. И абсолютно справедливо эту зиму называют аномальной, первой и единственной в своей невероятной снежности. Хотя руководитель "Саратовского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Михаил Болтухин указывает, что такая же зима по количеству и характеру осадков была в 1986-1987 годах. Почему она не осталась в памяти как катастрофически снежная? Потому что в те советские годы было куда меньше автомобилей, а значит не было, по большому счету, после снегопадов никаких апокалиптических изменений на дорогах. (Сейчас же Саратов можно считать рекордсменом среди других городов по 10-бальным пробкам на улицах из-за неубранного снега) К тому же, каждое крупное промышленное предприятие имело свою коммунальную службу, которая приводила в порядок всю окружающуютерриторию и микрорайоны проживания своих работников. В то время город всегда мог рассчитывать и на помощь вооруженных сил: солдаты и курсанты снимались со службы и занятий на борьбу с последствиями стихии "по свистку" райкомов, горкомов и т.п.

По части борьбы со снегом запомнилась зима 2002 года. Тогда в Саратов свезли уборочную технику из других районов области. В региональную столицу прибыли по две "мехлопаты" и по четыре грузовых автомобиля с каждого субъекта региона. Такой дружной уборки Саратов больше не видел никогда. Областью в то время руководил Дмитрий Аяцков, он и стал инициатором такого "коммунального призыва". За неделю город был полностью очищен от снега, вспоминает сегодня экс-губернатор. К слову, он считает, что нынешней зимой одним из спасительных решений могло бы стать объявление чрезвычайной ситуации.

«Может быть, в пик снегопадов городским властям нужно было объявить чрезвычайную ситуацию, что позволило бы вводить местные законы, обязательные для выполнения всеми службами — частными и государственными. И в условиях чрезвычайной ситуации можно было бы максимально мобилизовать и военных, и гражданских для того, чтобы быстро убрать город от снега»
, - говорит Дмитрий Аяцков.

К слову, на ресурсе Change.org была размещена петиция о введении ЧП в области в связи с выпадением обильных осадков. Но заместитель председателя регионального правительства Роман Бусаргин заявил, что для введения чрезвычайного положения оснований пока нет.

А какие еще тактические шаги могли бы удержать ситуацию в режиме рабочей, штатной? Еще один чиновник с приставкой "экс", бывший первый заместитель главы администрации Саратова Павел Ворсунов в комментарии сказал: "Единственное, что спасло бы Саратов — это грамотно выстроенная транспортная схема. Надо подключать к этой работе науку. Сейчас в администрации работают над этой задачей, надеюсь, что она принесет результаты. Но сейчас я никаких предложений по решению нынешней ситуации дать не смогу. Я много лет занимаюсь другими направлениями. На работу городских коммунальных служб сегодня смотрю и сочувствую".

В каждом из подобных комментариев идет речь о необходимости увеличить финансирование и укрепить техническое вооружение саратовских коммунальщиков. Скорее всего, это, действительно, необходимо. Хорошо бы еще сделать так, чтобы у жителей Саратова не возникали сомнения в компетентности городских властей. Читатели ИА "СарБК" активно прокомментировали новость с заседания комитета по бюджету гордумы о решении выделить средства на покупку дорожной спецтехники. Там же сообщалось, что тракторы МТЗ с отвалами и щетками поступят через 1,5 месяца. В комментариях написали:

"Ну как раз к июню-июлю месяцу аукцион проведут, документы подпишут, а там уж и снега-то как-то не станет... Всё как всегда";

"Они б ещё договор заключили с ВЕСНОЙ, о том что та снег растопит к 1 мая.... Из бюджетных денег";

"Ощущение, что не взрослые люди, не руководство города отвечает, а неразумные дети, которые не могут просчитать свои ходы на полгода вперед. Не умеют руководить людьми, не умеют рационально и вовремя распоряжаться деньгами!!"

А под другой новостью жители Саратова задаются вопросом о работе коммунальной техники в ночную смену: "Интересно, почему ночью не чистят? Вот какой толк от их работы днем, если камазы со снегом стоят в пробках? Реально рейса по два-три днем можно сделать, не более. Зато сейчас дороги свободны и ни одной единицы уборочной техники нет".

Не нравится саратовцам и организация уборки снега днем. "Крайне медленно и омерзительно неловко...". "Возмущает работа автоэвакуаторов" (она всегда возмущает). Но еще больше не нравится владельцам машин, когда жертвы оказываются бесполезны. Обочины от машин освобождаются, а снег остается нетронутым. Забыли? Не согласовали? Опять не успели?

Кстати, именно о службах эвакуации идет речь в предложении одного из наблюдателей. Он настаивает на самом тесном взаимодействии коммунальных служб и автопогрузчиков: городской бюджет оплачивает работу эвакуаторов, они убирают все машины с обочин улицы, после этого техника приводит улицу в порядок. А затем машины возвращают на место (такая практика используется в других городах). Прямо скажем, не исключительный план. Но нынче с яркими идеями о быстрой и качественной уборке снега в городе, как говорили в одном советском кинофильме, "напряженка". Подойдет и другая киношная фраза: "Нет у вас методов против Кости Сапрыкина".

Вот раньше (когда главой города был Олег Грищенко) снег свозили на Театральную площадь и включали снегоплавильную машину. Об этом вспоминал в своем комментарии и Дмитрий Аяцков: "В свое время в Саратове работала снегоплавильная машина, но от таких установок отказались. Их не используют и в Москве. Это очень дорогое удовольствие. У нас достаточно полигонов для складирования снега". В Саратове есть временные площадки для хранения снега (чтобы быстрее убрать снег с дорог), есть и утвержденные площадки за городом, где он хранится до весны, пока не растает. Было время, когда собранный с дорог снег сваливали на волжский лед. Городские власти, видимо, считали, что это экономит время и ресурсы. Но экологи выдвинули жесткий протест, мол, такой маневр вредит окружающей среде. При этом, не все специалисты столь категоричны. Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Экология" СГТУ Алла Макарова говорит: "Конечно, сегодняшнюю ситуацию с выпадением выпадающего снега можно считать фосмажорной. Снег срочно необходимо вывозить, мы и так имеем транспортный коллапс. Возникает вопрос куда? Есть согласованные места вывоза снега, загрязненного реагентами после обработки в основном тротуаров. Да, его необходимо вывозить отдельно, т.к. содержание солей повышенное. Транспортные же магистрали даже не успевают обрабатывать, их засыпает новая порция снега. Снег, являясь адсорбентом, вымывает примеси из воздуха, очищая его, но накапливает их в процессе длительного хранения. Если мы постоянно вывозим свежевыпавший снег, то концентрация загрязняющих веществ, незначительная. Проведенные нами исследования с кандидатом биологических наук Зоей Симоновой по анализу загрязнений свежего выпавшего снега показывает, что реакция ph (показывает кисотность или щелочность — авт.) городского снега находится в норме. Концентрация углеводородов незначительная. Раньше, когда использовался тетраэтилсвинец в качестве присадки к бензину, в снежном покрове присутствовал свинец. Сейчас этого нет. Конечно, сбрасывать снег на зеркало Волгоградского водохранилища нежелательно. При этом надо понимать, что любая водная система - это самый нижний базис эрозии, куда так или иначе поступают все вещества из воздуха и почвы. Наверное, официально согласованных площадок для складирования снега будет недостаточно. И если вывозить снег на зеркало водохранилища сразу после того, как он выпал, имеющиеся разовые загрязнения не окажут серьезного негативного воздействия на экологию водоема".

В то время, как опытные управленцы и эксперты разводят руками на вопрос о действенных мерах по борьбе с сугробами, острословы упражняются в своем мастерстве. Вот предложения от читателей СарБК:

"Центральный офис "Газпрома" перевести в Саратов на пару лет и город расцветёт. При капитализме движуха там, где есть деньги. В России деньги там, где делят деньги от природной ренты и концентрируют оброк со всей остальной страны <...> Ничегошеньки этого у Саратова нет и скорей всего уже никогда не будет";

"Лучше ведро краски - писать "Навальный" на сугробах. Само уберется".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-01-18/7052.html