ФОКУС ГОРОДА 11:11, 15.02.2019

"Алита: Боевой ангел". Заметки киномана

На дворе 23 век и очередное антиутопическое будущее. После какой-то там войны с кем-то с Марса везучие люди живут в большом городе над землей, а невезучие — под ним. Нижние обеспечивают верхних всякими полезностями и мечтают попасть к ним туда на небеса.

Большая часть этих нижних — уже не совсем и люди. У кого-то руки механические, у кого-то ноги. А у кого-то и вовсе только лицо человеческое осталось, а остальное — гора металлолома.

В этом странном, но, на удивление, не мрачном мире живет добрый доктор (Кристоф Вальц, "007: Спектр", "Бесславные ублюдки", "Джанго освобожденный". Он так хорошо и часто играет злодеев, что здесь невольно ждешь от него подвоха. Может, подвох в том, что он никого не лечит? Он сразу приделывает киберконечности).

Фото kg-portal.ru

Однажды он находит на помойке торс и голову киборга. А у него умерла дочь. Поэтому он решает, что пришла пора выстругать своего Буратино — анорексичную девочку-подростка с ненатурально огромными глазами. Он называет ее Алита (Роза Салазар, "Бегущий в лабиринте" 2 и 3, "Дивергент, глава 2: Инсургент").

Алита может похвастаться наивнейшим личиком и силищей, которой хватает, чтобы жестоко убивать киборгов раз в пять больше нее. Но она не помнит, кто она и откуда, потому что у нее амнезия.

Фото kg-portal.ru

Истории ее происхождения хватило бы на целый фильм. Но сценаристы тут подобрались совсем не ахти. А значит, в нагрузку к прошлому Алите выдают грудь, романтический интерес, карьеру охотника за головами и участие в жуткой игре Моторбол, где можно зрелищно расчленять трансформеров с человеческими лицами.

Ах да! И еще тут задел на продолжение, который скорее запутывает, чем интригует. Как она всем этим будет жонглировать?

Разумеется, это не оригинальная идея. Это адаптация манги и аниме из 90-х. (И если ее жутковатые гигантские глаза кто-то хочет оправдать этим, то номер не пройдет! Тут все герои манги, значит, у всех должны быть такие глаза! А Алита такая одна. Так что вопрос, что с ней не так, остается). Но там ее происхождение и последующая карьера были в разных частях. Зачем эту "Алиту" так перегрузили? Особенно, если продолжение все равно планировали?

Фото kg-portal.ru

Возможно, потому что начинал работу Джеймс Кэмерон ("Аватар", "Титаник"), который хорошо делает миры, а заканчивал — Роберт Родригес ("Город грехов", "От заката до рассвета", "Дети шпионов"). А последний специализируется на крайне жестоком и зрелищном мордобое.

Иногда даже видно зоны, над которыми работал каждый из создателей.

Весь фильм снят на фоне зеленого экрана. Кажется, там нет ни одной сцены без спецэффектов. Но мир Алиты выглядит обжитым. Киборги страшные, часто гротескные. При этом есть ощущение, что если главные герои пропадут с экрана, этот мир продолжит существовать. Это явная работа создателя "Аватара".

Фото kg-portal.ru

Но в какой-то момент построение мира заканчивается и начинается сплошной экшн. И да, Родригес умеет делать так, чтобы было понятно, кто кого бьет, и использует слоу-мо исключительно по делу (а не как в нашем кино, где до сих пор считают, что чем больше, тем лучше). Он очень хитро обходит возрастные ограничения — персонажей буквально режут на куски, а потом кидаются расчлененкой. Но поскольку это киборги, крови нет. А значит, и рейтинг "16+" (а зарубежный и вовсе "PG-13"). Хотя насилия тут на все "18+".

Если вы любите такое, наверное, вам понравится. Но вообще, сочетание невинного детского личика, весьма заметной груди (зачем вообще боевому роботу грудь?) и ультранасилия создает диссонанс.

Фото kg-portal.ru

Кроме того, Алита слишком мало проработана как персонаж. У нее нет шансов вытянуть на себе такую сюжетную махину. И помочь ей абсолютно некому - тут все плохо проработаны. Все схематичные, никто не вызывает подлинного сочувствия. Махершала Али и Дженнифер Коннели вообще словно только за зарплатой зашли. Получается, чтобы вызвать у вас эмоции, в распоряжении героев есть только внешность. А этого, разумеется, мало.

Например, в одной сцене героиня готова буквально отдать свое дорогущее киборгское сердце романтическому интересу потому, что он с ней поговорил несколько раз и купил шоколадку. Боюсь кого-то разочаровать, но этого как-то маловато для реалистичной любовной линии.

В итоге, фильм просто не трогает. Да, здесь красивая картинка, да, интересные боевые сцены. Но некому сопереживать, нет драмы, нет ничего, что могло бы заставить вас переживать за исход этих боевых сцен. "Алита" пустая и гулкая, как тело киборга без одушевленной начинки.

С бюджетом в 200 миллионов долларов у картины нет шансов окупиться в родном прокате. Вся ее надежда на менее требовательную мировую публику. В том числе нашей страны. Но почему мы не заслуживаем качественного фильма с проработанными героями? Зачем смотреть такой шлак? Неужели негде больше полюбоваться красивой картинкой?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-02-15/7079.html