ФОКУС ГОРОДА 11:02, 19.02.2019

Магазин для бедных. Возвращение советских комиссионок

В советских комиссионках никогда не было очередей, но, как рассказывают те, кому за пятьдесят, в продаже были редкие для советской торговли товары. Конечно, для видимой ее части, ведь под прилавок дефицит заглядывал редко.

У каждого, кто жил в те времена, комиссионные магазины решали разные задачи. Для тех, кто часто выезжал за рубеж, они были местом сбыта импортных товаров (хотя на комиссию запрещалось сдавать новые вещи). Но эти истории для Саратова не типичны. Однако, и в наших комиссионных магазинах появлялись мохеровые шарфы, дубленки и другие популярные тогда модели одежды и обуви. Кроме модников, в комиссионки заходили те, кто хотел сэкономить. В моей семье, например, было не принято покупать бывшие в употреблении вещи, поэтому первый раз я побывала в таком магазине только лет в девять. Родители решили, что для моих занятий музыкой подойдет и подержанный инструмент. Но сосед-музыкант, которого тоже взяли с собой магазин (в качестве эксперта), не одобрил ни один из вариантов. В итоге я училась музыкальной грамоте на новеньком фоно. Впрочем, советские комиссионки хранят множество историй удачного приобретения — красивая люстра, почти новые сапоги, кассетный магнитофон (мечта меломана)....

Комиссионные магазины на новый лад появились в Саратове примерно два года назад. Надо ли уточнять, что единственная цель нынешних покупателей — сделать недорогие покупки, а задача комитентов (те, кто сдают товар на комиссию) — выручить деньги за вещи (причины, по которым их решили сдать на комиссию бывают разные. Некоторые вещи вышли из повседневного использования, перестали быть актуальными или необходимыми).

Процентное соотношение комитентов и покупателей в советское время теперь выяснить сложно. Но вряд ли тогда был ажиотаж со стороны владельцев хрустальных фужеров и гитар. Сегодня же теоретики комиссионной торговли говорят о том, что активность первых явно преобладает над потребительским тонусом вторых. И практики это подтверждают. Так, комиссионный магазин одежды, аксессуаров и антиквариата в Саратове открылся летом прошлого года и в первое время желающих выставить товар на продажу было так много, что у входа образовывалась очередь. Предпринимателям пришлось ввести для комитентов режим записи. При этом магазин крайне заинтересован в новых "партнерах" - владельцах антикварных вещей, изделий из фарфора, смартфонов, мелкой бытовой техники. Пока же саратовцы несут на комиссию в этот магазин в основном одежду, обувь, детские товары и кожгалантерею. А бытовую технику горожане сдают в другой "комок" (работает уже два года). Участники рынка рассказывают и о комиссионном магазине детских вещей. Таким образом, конкурентная борьба не обременяет работу этих площадок.

Маркетолог Марина Зуева замечает, что комиссионные магазины в режиме офлайн можно считать логичным следствием интереса к купле-продаже бывших в употреблении вещей на таких интернет-ресурсах, как "Юла", "Avito". "Таким образом организаторы реальных комиссионных магазинов расширили аудиторию продавцов и покупателей подержанных товаров. Кто-то не хотел заниматься техническим сопровождением онлайн-продаж — фотографировать, публиковать фото. Кто-то не хотел принимать у себя людей для того, чтобы показывать товар, а кто-то не хотел ездить по городу, чтобы его смотреть. Наверное, были и те, кто потерпел неудачу в интернет-формате. Так или иначе, условия комиссионной торговли оказались для этих людей оптимальными. Ну, а экономическая ситуация еще более обострила востребованность недорогого шопинга. Думаю, что популярность комиссионной торговли можно объяснить и более низким уровнем цен по сравнению с предложениями на сайтах бесплатных объявлений. Этому способствует политика магазинов".

В магазине объясняют: "У нас работает товаровед, который оценивает предложение комитента. Максимальный уровень — это 50% от рыночной цены. При этом чаще всего мы назначаем 30% от розничной стоимости. Продажи показывают, что это оптимально для данного формата. Ведь в комиссионном магазине вещи за большую цену никому не нужны, сюда приходят прилично сэкономить. Например, в соседнем магазине продается новая вещь за 10 тысяч рублей. Наверняка, там будут распродажи и цену снизят до 7 тысяч. У нас покупать такую же за 8 тысяч смысла нет. А за 4 тысячи эта вещь выглядит весьма выгодным предложением".

При этом организаторы комиссионной торговли выставляют на продажу не каждую вещь. Например, в одном принимают на комиссию только новые или те, что находятся в идеальном состоянии. Кстати, здесь можно приобрести брендовые обувь и одежду по очень доступным ценам. В другом требуют, чтобы технические приборы были в рабочем состоянии (желательно предоставить и документацию).

Марина Зуева уточняет: "Со временем покупателей все меньше смущает, что одеждой, обувью, аксессуаром владел или даже пользовался другой человек. Думаю, что это можно рассматривать как одно из проявлений разумного потребления. Сначала мы наблюдали охлаждение к брендовой одежде. Это произошло благодаря технологиям, к которым обратился масс-маркет. Теперь недорогая одежда является довольно качественной, поэтому переплачивать за марку стало неразумно. Конечно, интерес к комиссионным магазинам, повторюсь, подогревает и падение доходов населения".

Что же касается успехов комиссионной торговли, то предприниматели избегают конкретных оценок. Одни ссылаются на непродолжительный период работы — за полгода сложно дать оценку прибыльности бизнеса. А другие рассказывают, что за два года переживали разные периоды. При этом продавцы подержанной техники и бытовых приборов отмечают устойчивый спрос потребителей, особенно меломанов (их интересуют снова вошедшие в моду виниловые диски, аппаратура).

При этом наблюдатели замечают, что термин "комиссионный магазин" сегодня активно используют сети ломбардов. Условия здесь самым существенным образом отличаются от классической схемы. То есть, деньги за товар (20-30% от рыночной стоимости) можно получить сразу, но у владельца остается право выкупить его. Говорят, что комиссионными магазинами ломбарды называются для того, чтобы работать круглосуточно.

Классическая же схема комиссионной торговли, напомним, подразумевает выплату денег владельцу только после продажи его вещи. При этом магазин берет комиссию за свою работу. Как правило, это 30% от цены. В советские времена если товар долго не продавался, его автоматически уценивали и выставляли еще на один период. Теперь таких жестких правил не существует. Решения об изменении цены принимаются индивидуально и при участии комитента. К примеру, если вещью активно интересуются покупатели, но она не подходит по размеру, цвету, фасону, то срок ее продажи может быть продлен еще на месяц, рассказывают в магазине.

Покупателям стоит знать, что действующие Правила торговли обязывают предпринимателей предоставлять полноценные сведения о товарах в комиссионных магазинах. Об этом в своем комментарии напомнила завкафедрой торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса ССЭИ, кандидат экономических наук Елена Герчикова. "В перечне товаров, принятых на комиссию, и товарном ярлыке должны быть указаны сведения, характеризующие состояние товара, т.е. является ли товар новым, бывшим в употреблении, какова степень его износа, каковы основные товарные признаки и недостатки товара". На комиссионную торговлю распространяется и закон о защите прав потребителей. А значит, покупатель имеет право вернуть или обменять товар ненадлежащего качества в течение оговоренного законодательством срока.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-02-19/7076.html