ФОКУС ГОРОДА 11:21, 01.03.2019

"Наркокурьер". Заметки киномана

80-летний Эрл (Клинт Иствуд, "Гран Торино", "Малышка на миллион", "Хороший, плохой, злой") — паршивый муж и отец. Он гораздо больше внимания, сил и средств уделяет разведению цветов, чем им. Он (осознанно) пропускает свадьбу дочери, чтобы поехать на конференцию цветоводов, где он — "звезда".

Но вот проходит 10 лет, его цветочный бизнес прогорает. Его дом выставлен на продажу. Собрав пожитки, он едет к бывшей жене (Дайэн Уист, "Эдвард руки-ножницы", "Пули над Бродвеем").

Она очень жалостливая, но и ее терпению пришел конец. Поэтому после монолога в духе "Каким ты был, таким ты и остался", она его тоже выпроваживает.

И тогда он связывается с наркоторговцами и начинает перевозить для них кокаин. Потому что кому придет в голову его заподозрить? Его жизнь безусловно не сладкая, но ни у кого в Америке нет больше незаслуженных привилегий для такого рода занятий, чем у старого белого мужчины.

Фото kinoslide.ru

"Наркокурьер" — крепко поставленный фильм. Он неспешный, но это подходит под образ главного героя. Сюжет частично основан на реальной истории, 90-летний наркокурьер действительно существовал. Но деталей о нем известно мало, поэтому Иствуд может делать с образом, что хочет.

А хочет он показать очередного ворчливого старикана. Это его амплуа последние лет 30. Но в 2018-м (да, фильм прошлогодний) этот старикан смотрится совсем не так, как его герой из "Гран Торино". Особенно, если на него смотрят зрители помоложе.

Пожилой наркокурьер похож на колобка. Он от бабушки ушёл, он от дочки ушел, и от внучки, и от копов ушёл, и от наркоторговцев уйдет. И даже смерть, кажется, за ним не успевает.

Ему почти девять десятков лет, а он катится по жизни так, словно он ничего и никого не замечает вокруг. И ни о ком не думает, кроме себя.

Фото kinoslide.ru

Он катится мимо ответственности за свои действия. Ему совершенно не стыдно, что он возит наркотики. И герою, и Клинту Иствуду-режиссеру глубоко наплевать, что герой своими действиями разрушает жизни. Об этом вообще не говорится.

Он катится мимо расизма. И своего, и полицейских, которые тормозят мексиканцев, потому что они мексиканцы. А его даже не осматривают, потому что он старый белый мужчина. Он и сам расист, но весь такой улыбчивый, которому ничего не мешает работать с мексиканцами.

Тут даже пытаются показать, что он катится с удалью. Сцены, где он спит с проститутками, наверное, нацелены на то, чтобы вы подумали: "Ого! Так у него еще и порох в пороховницах есть". Но в 2019-м это не вызывает восхищения. Чем тут восхищаться? Тем, что человек прожил почти сотню лет, но ценности у него, как у подростка, и отношение к женщинам соответствующее?

Фото kinoslide.ru



Кстати, главный герой — единственный нормально проработанный. Все мексиканцы, торгующие наркотиками (а их почти десяток), — ходячие стереотипы. Глава картели (крошечная роль Энди Гарсии) словно вылез из кино про наркобаронов. Бредли Купер и Майкл Пенья — сюжетные функции, а не персонажи. Просто копы, которые должны его поймать

Всепрощающая жена — тоже не более, чем функция. Отличной актрисе Дайэн Уист не с чем работать. Дочь героя (которую, кстати, играет дочь Иствуда) вообще на экране пару минут. Внучка нужна, но только чтобы иногда побуждать его к действиям, которые будут поворачивать сюжет.

Клинт Иствуд безусловно один из тех режиссеров, которые заставляют задуматься. Но судя по всему, он ожидал, что зритель при просмотре "Наркокурьера" будет задумываться о чем-то другом.

Например, о том, как важна семья для мужчины. Но семья не важна для сюжета! Она не может быть важной, если состоит не из людей, а из функций. Семью можно было бы заменить на щеночков, старого друга, любимую машину или коллекцию редких бабочек. Фильм сосредоточен исключительно на герое Иствуда. Причем, ровно настолько же, насколько этот герой сосредоточен исключительно на себе.

Поэтому финал выглядит фальшиво. Слабо верится, что такой герой изменился. Что обесценивает почти два часа, которые надо потратить на просмотр этого фильма.

"Наркокурьер" — не совсем плохой фильм, он просто пустоват. Он не тронет вас так глубоко, как предыдущие работы Клинта Иствуда. А эмоциональное воздействие — едва ли не самое важное в его картинах. Без него это просто еще одна история про ворчливого старика, который может делать все, что угодно, и ничего ужасного ему за это не будет. И это могло кого-то удивить лет десять назад.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-03-01/7092.html