ФОКУС ГОРОДА 10:29, 05.03.2019

Эксперт о психологическом настроении саратовцев: "Растет напряжение"

Кажется, что здесь гостья сможет продолжить наблюдения за всей палитрой неулыбчивых лиц - от печальных до раздраженных. Впрочем, психологическое настроение общества должен оценивать специалист. Мы обратились к саратовскому психологу, ведущему специалисту центра "Белая Комната" Саратов" Анне Тычковой.

Анна, оцените, пожалуйста, "психологическое настроение" жителей Саратовской области. К слову, существует такой специальный термин?
- Настроение — это в принципе психологический термин. Это про эмоции, про чувства. Настроение — это отдельная категория.

Так как вы его оцениваете?
- Настроение меняется, потому что растет напряжение. И этот рост будет искать выхода. Есть такая цепочка: сначала у человека возникает чувство страха или тревоги, потом на место этого чувства должна прийти агрессия, чтобы человек мог себя защитить. И если человек не позволяет себе где-то выплеснуть эту агрессию, то на ее место в свою очередь приходит отвращение. Если и с отвращением человек ничего не делает, то она замещается печалью. Человек грустит, печалится, впадает в депрессию. Но, к счастью, большинство людей все-таки успевают с агрессией что-то порешать, находят способы ее размещения в жизни. То есть, появилась у человека тревога или страх из-за того, что доходы снижаются, непонятная обстановка в городе, стране...

И он накричал на соседа.
- И он накричал на соседа, или где-то в соцсетях казалось бы незначительная ситуация его так задела, что позволила ему эту агрессию разместить. Или ситуации на дорогах — пробки, манеры вождения — приводят к тому, что водители нервничают и сливают, спускают агрессию. Люди находят легальные и безопасные способы ее размещения. То есть, напрямую ее никто не направляет. Если я злюсь, недовольна, тем, как убирают снег в моем городе, то я эту агрессию обращаю не к губернатору, мэру, еще какому-то ответственному лицу, а пока адресую ее непонятному образу. Что это за зверь такой - "служба ЖКХ"? Это собирательный образ, ведь никто не стоит посередине города с табличкой "служба ЖКХ- это я". Или администрация? Кто знает, что там за люди? Мы знаем только основных представителей. К тому же, у нас есть исторически сложившийся страх, что нам нельзя сказать лишнего. Мы же все взрослые люди и понимаем, что свободы слова нет. И поскольку нельзя, страшно, надо найти то, где не страшно. На соседку тетю Марусю накричать проще, чем пойти и возмутиться тем, что происходит и потребовать что-то менять. А в этом месте еще и бессилие у людей появляется из-за отсутствия возможности влиять на ситуацию. Я не могу ничего изменить, пойду хоть на тетю Марусю накричу.

А в других регионах психологическое настроение населения лучше?
- Сложно сказать. Большинство моих клиентов — жители Саратова и области, поэтому я могу говорить только о нашем регионе.

А если в теории. Если экономика на отдельно взятой территории находится в лучшем состоянии, то можно ожидать, что и настроение у людей будет лучше?
- Конечно. Не зря мы говорим про базовые потребности. Когда они перестают восполняться, начинается выживание. А это точно растит напряжение и агрессию.

По Вашему мнению, должны ли региональные власти изучать психологическое настроение населения?
- Насколько я замечаю и мониторю, недоверие к власти со стороны населения значительно выросло на последние пять лет. Нужны радикальные меры. Но ваш вопрос абсолютно не психологический. Хотя как человек, да и как психолог, я считаю, что дело сейчас не в том, закажут ли опрос населения, а в работе всей системы. Она прихрамывает сильно на обе ноженьки. Да и подобные опросы могут быть проведены по-разному. Правдой ли будут их результаты или сочинением на вольную тему, не известно.

Но если подходить с системной точки зрения... В психологии есть направление - системная семейная терапия. Человек приходит к психологу и жалуется на проблему, психолог рассматривает эту проблему с точки зрения всей системы, то есть, всей семьи. Эта проблема для чего-то в семье нужна, чтобы на что-то обратить внимание. Возможно, для того, чтобы внести коррективы и повлиять на всю систему. Если с такой позиции подходить, то может быть для изменения системы власти какой-то один симптом надо обнаружить и отреагировать на него.

Анна Тычкова, фото mat6tube.com

А специальные методики существуют для измерения настроения в обществе?
- Это социологические опросы, сбор мнений, наблюдение - простые способы. За время своего существования они вряд ли поменялись.

Вы упомянули про клиентов из сельской местности? Отличается ли настроение в малых населенных пунктах и и в городах?

- Может быть. Из моих наблюдений на сегодняшний день, оно, как будто, у них хуже. Там ощущение у людей, что их не видят и не слышат. Они борются с казалось бы мелкими вопросами, но для них они вовсе не мелкие.

Но, кажется, что там агрессии меньше, там нет пробок, не так остро стоит вопрос с очисткой дорог от снега, там конкуренция ниже.
- Там рабочих мест меньше. Там сложнее обеспечивать себя. В районах области, что чуть дальше от Саратова, люди в основном работают вахтовым методом в Москве, в северных регионах. И нельзя сказать, что там напряжение ниже. Там то же самое недовольство. Почему я не могу работать и жить со своей семьей здесь? Почему, если я живу не в городе, мне не должны чистить дороги, я ведь оплачиваю налоги?

А зависит ли психологическое настроение от возраста?
- Чем старше человек становится, тем менее гибкой у него становится психика. Она у него немного, скажем так, деревенеет, костенеет. И если человек научился в течение жизни быть недовольным, то в пожилом возрасте у него чувство недовольства будет усиливаться. Мы же говорим: «Ты ворчишь, как старый дед". Или как старая бабка. Это про то, как человек за жизнь этому учится, а в старости все силы использует, чтобы ворчать и быть недовольным. Эта такая привычка на уровне автоматизма -замечать плохое и не видеть хорошего.

А человек получает от этого какие-то полюсы?
- Какие же здесь могут быть плюсы?

Он обвинит всех и ему станет легче.
- Станет, но на какое-то время. Ведь этот механизм не одноразовый, когда человек отыгрывает однажды, и мир начинает играть новыми красками.

Значит, надо у молодых учиться?
- Молодые тоже разные. Чему точно стоит учиться, так это замечать свои реакции, искать способы нового взаимодействия с жизнью. Я часто сталкиваюсь в работе, по крайней мере, с клиентами из русскоязычного общества, с тем, что люди мало научены понимать свои чувства, свои эмоции, мало научены с ними обходится как-то. Есть привычка подавлять или не замечать, не слышать свои эмоции. Популярна идея и о том, что эмоции - это ерунда. И на этой идее выращено не одно поколение. Люди приходят на прием и говорят, что я ничего не чувствую, я не знаю, люблю ли я своих близких, нравится ли мне жить, я не чувствую красок жизни и не понимаю, зачем все это. А эмоции — это сигналы того, что с нами происходит. Это сигнальные системы личности.

С какого исторического периода это началось?
- Всю историю я не отслежу, но Великая Отечественная война точно сыграла в этом немалую роль. Тогда надо было выживать, а после того, как выжили, женщинам, вдовам пришлось занять мужскую позицию в семье. По сути, мама - это тот человек, который учит обходиться со своими эмоциями, кто дает безусловное принятие, поддержку, тепло. Мама рассказывает ребенку: "Ты сейчас злишься, потому что голодный. Ты мой настоящий маленький мужичок, который хочет кушать и сердится". И тогда ребенок понимает, что с ним все нормально и не пугается того, что с ним происходит, да еще и мама ругается. У нас такого не было длительное время, потому что мамам было некогда. Мамам надо было отращивать у себя мужскую часть, чтобы выдерживать, поднимать выживших детей, восстанавливать государство. А потом эти мамы воспитали других мам, которые также говорили своим детям - не кричи, не шуми, не прыгай, не чувствуй. Не чувствуй того, что ты можешь как ребенок чувствовать.

А в советские годы что происходило?
- В советские годы было принято считать детей объектами. Куда подвинули, там и стой. И если припоминаете, дети тогда ждали когда они вырастут. Они не очень хотели быть детьми, потому что ценнее было быть взрослыми. И это объектное отношение к ребенку сослужило недобрую службу... Родители, к которым в детстве относились как к объектам, стали чересчур трепетно и невротически относятся к своим детям. Им разрешали проявлять все эмоции. Сегодня это уже не малыши - 20-25 лет, но ведут они себя как дети. Они инфантильные, как будто, взрослеют позже. Это как маятник. Сначала был оттянут в одну строну, а потом его метнуло в другую сторону. И пока он уравновесится, должно пройти какое-то время.

И когда на эту основу наслаивается сложности с удовлетворением своих базовых потребностей, а деньги являются одной из основных базовых потребностей (чтобы можно было кушать, одеваться, жить в безопасности), конечно, будет и агрессия, и напряжение.

А как люди справляются с плохим настроением?
- Есть общая идея, что плохое настроение - это ужас-ужас и надо срочно с ним что-то делать. Срочно не печалиться. Срочно не злиться. Почему эта идея не очень здоровая? Потому что в норме человек испытывает разные чувства. Он радуется, злится, печалится, если ситуация такова, что она вызывает печаль или грусть. Например, я сел на гвоздь. Он колется, болячку мне увеличивает и я на нем продолжаю сидеть, но хочу от этого не страдать. Но так не бывает, правда? Либо я без гвоздя, либо я страдаю.

Подробнее расшифруйте.
- Надо понимать, с чем связано такое настроение. А у нас чаще всего его стараются повысить искусственным способом. Хлебом или зрелищами - ничего исторически не изменилось. Люди наедаются, усиливают потребление алкоголя, собираются в компании, где этот алкоголь и потребляется. И не всегда это заканчивается благополучно.

Есть момент, когда человек с той самой невротизацией говорит, что все попробовал, ничего не помогает, и в этой своей беспомощности он начинает болеть. За последний год у меня в несколько раз увеличилось число клиентов с неврозами. Люди приходят, когда невроз, что называется, цветет пышным цветом. Если до этого приходили один-два таких клиента за несколько месяцев, то сейчас люди с таким заболеванием ко мне обращаются каждый месяц.

А в чем оно выражается?
- Это повышенная постоянная тревога, сложности со сном, иногда с аппетитом, навязчивые страхи, порой несколько. Кто-то боится заболеть серьезной болезнью, кто-то боится, что с родными что-то случится, кто-то боится выходить без сопровождения из дома. Возможны психо-соматические заболевания. Человек с неврозом не может работать, снижаются все функции.

Фото pipla.ru

Это связано с тем, что происходит в окружающем мире?
- Конечно, мы же в этом мире живем. Человек взаимодействует с этим миром и и если он пугается, но не находит способ разместить агрессию и себя защитить, то возможно появление невроза.

Как еще люди улучшают настроение?

- Кто-то ест пирожные или гамбургеры. Кто-то выпивает, и ведет беспорядочную половую жизнь, потому что страшно остаться наедине с самим собой, когда появляются эти мысли и хочется забыться. Кто-то погружается в соцсети, начинает играть. Это хорошая база для развития зависимостей, потому что надо из реальности куда-то сбежать. Возникают либо неврозы, либо агрессия.

Но ведь мы говорили, что отыгрывать агрессию необходимо.
- Агрессия — это адекватная реакция и она должна возникать. Другой момент, в какой форме человек ее проявляет и где размещает. Если я агрессирую на начальника, потому что он абьюз какой-то совершает (я сейчас говорю не о физическом насилии, а скорее о моральном), я не могу действовать напрямую, потому что я боюсь, что не найду другую работу. Поэтому я срываюсь на своих детях, это безопаснее. А дети несут это в школу, там снижается успеваемость и портится поведение, учитель или директор звонит, пишет письма и просит приструнить детей. Напряжение увеличивается. Замкнутый круг. Вместо того, чтобы услышать и понять причину напряжения и найти, как его можно стравить, снизить, люди ищут чем бы срочно поднять настроение, какой бы допинг принять (назовем это допинг, не в прямом смысле, а скорее метафорически), чтобы перестать слышать свою тревогу, от которой потом появляется агрессия.

А как эту агрессию удерживать на здоровом уровне? Как различить необходимую дозу и недопустимую?
- Это вопрос осознанности. Опять мы возвращаемся к тому, что нет навыка, привычки обращать внимание на чувства и понимать, какой сигнал мне подают. Если мы говорим про злость, то это сигнал про то, что там, где я сейчас нахожусь, мне плохо, ситуация мне не подходит. Надо менять или ситуацию, или отношение к ней. Либо я вытаскиваю гвоздь из-под попы, либо я начинаю относится по-другому к тому, что я на нем сижу и мне больно. Это грубый пример. Не все ситуации про гвоздь. Но если я воспринимаю ее как гвоздь, мне точно будет больно и я от этого буду злиться. И это адекватно.

Самый главный вопрос. Как грамотно поднять настроение?
- Во-первых, надо находить способы, где можно безопасно для себя и окружающих разместить свою агрессию. Если я понимаю,что я сейчас держусь за работу и начальник мягко говоря, тиран, и я не могу напрямую на него злиться (хотя не знаю, не пробовала никогда), то можно заняться контактными видам спорта, бить подушку, пинать пуфик, стучать кулаками в стену, писать гневные спонтанные письма (их не нужно никому отравлять, надо просто на бумагу выгружать агрессию). Но делать это надо до того, как... Представляете ситуацию, на работе меня накрутили. Настроение и без того плохое, а дома вижу в дневниках детей плохие отметки или замечания. И как по щелчку, моментально я сливаю свое настроение. Достанется детям. А должен включаться момент осознаваемости. Стоп, я хочу кричать не на детей, с детьми бы выяснить, что происходит. Злюсь-то я на другое.

Наверное, надо пойти и разбить тарелку.
- Да, но предупредить, что сейчас я сделаю хорошую маму, а потом пойду и разобью тарелку, не пугайтесь. А еще вариант — искать и использовать свои ресурсы. Что такое ресурсы? Это то, что делает нам хорошо и снижает то, что делает нам плохо. Образно говоря, если я таскаю сумку, куда я складываю свои вещи, вещи своих детей и мужа немножко и я задолбалась, у меня уже плечо оттянуло, то надо начать что-то вытаскивать или взять сумочку поменьше. И вот мне уже легче, я не так напрягаюсь, потому что добавила некий ресурс.

Очень женский вариант — это уединение хотя бы на 15 минут в день. Это не делает глобально погоды. Нельзя сказать, что я тогда ничего не успею. Но это делает погоду в самой женщине. В этом уединении мысли как волна - пришли и отхлынули, ни на чем не останавливаются. Если я не даю себе такого созерцательного состояния, то начинаю истощаться, а значит обстановка в моей семье будет напрягаться. Ведь я буду искать, где мне добрать то, что не хватает. Вообще, все, что связано с телом, является сильным ресурсом. Поэтому еда и алкоголь - это быстро заходящий ресурс. Но он может стать тупиковым. Если кроме еды и алкоголя других способов снижать напряжение нет, то, вероятно, я, рано или поздно, попаду в зависимость - либо в пищевую, либо в алкогольную. Но не нужно сбрасывать со счетов этот ресурс - что-нибудь вкусненькое, шоколадка, пирожное. Но пусть этот ресурс будет не единственный. Или кто-то снимает напряжение терапевтической дозой (50 граммов) коньяка. Но когда это несколько раз по 50 граммов - это уже не терапевтическая доза. А все потому, что недостаточно, слишком мало этого ресурса. Нужно еще. И тогда встает вопрос о том, что для вас ресурс. Если вам становится хорошо то того, что вы выйдите вечером на улицу, встанете под фонарем,  высунете язык и станете ловить им снежинки, то надо это делать. Вместо самого человека никто не начнет вносить ресурс в жизнь.

Мы говорили о том, что если человеку грустно, он должен грустить. Так сколько надо грустить, когда приступать к использованию ресурса? 
- Здесь не стоит вопрос о том, когда ресурсы надо включать, чтобы улучшить настроение. Для того, чтобы в печке уголек горел, надо дровец подбрасывать. Поэтому надо делать это каждый день. Вы обозначаете себе ресурсы  - массаж, вкусная еда, болтать с подружкой, читать книгу в тишине, гладить животик у кошки, нюхать макушку своего ребенка. Я их себе даю не для того, чтобы повысить настроение, а для того, чтобы повысить психологическую устойчивость. Чтобы я была более стабильна. Тогда если я села на гвоздь, у меня хватит сил встать, посмотреть и понять, смогу ли я на нем продолжать сидеть. А не мчатся куда-то от испуга, пытаться это прикрыть, не встречаться с этим. Это такая детская позиция, не взрослая.

Хорошо, что мы обозначили разнообразие ресурсов, потому что мы говорим о бедном регионе, где большинство жителей вынуждены экономить, а коньяк и пирожные не относятся к бюджетным покупкам. В нашей ситуации дешевле радоваться наступающей весне - снег растает, солнышко будет светить ярко.  К слову,  психологи рассматривают весну, как терапию для настроения?
- В принципе, профилактика депрессии — это солнечный свет, движение, и достаточное количество продуктов с содержанием триптофана. Триптофан - это аминокислота, из которой вырабатывается серотонин - гормон, отвечающий за радость. Поэтому весну, безусловно, можно рассматривать как профилактику депрессии. Я не знаю, как все психологи смотрят на весну, я ее очень люблю.

Мы рассматривали как в советские годы относились к проявлению эмоций, а сегодня что происходит?
- Сейчас, на мой взгляд, люди начинают пробовать, будто бы, в другую крайность впадают. Мол, я такой или я такая, и буду кричать, шуметь или делать так, как я хочу. И тогда возникает сложность в контакте с другими людьми -  они не учитываются. Как маленькие дети - дайте мне прямо сейчас, а то я упаду на спину, буду кричать и топать ногами. Такой момент незрелости наблюдается. Но я думаю, что его не избежать. Как оно созреет, если не будет зреть? Мы взрослеем потихоньку. Хотя этот вариант с особым выражением эмоций не особо распространен. Все же больше тех людей, которые научены ничего не слышать и ни чего не выражать.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-03-05/7090.html