ФОКУС ГОРОДА 11:47, 20.03.2019

Психотерапия по-ирландски. В ТЮЗе – калека, драчунья и беседы с камнями

События разворачиваются на маленьком ирландском островке в 1930-х годах. Жизнь вдали от больших городов в принципе тяжела, но в этот период особенно – мировой экономический кризис и вечное противостояние Ирландии и Великобритании добивают и без того не шикующих островитян. Людей там так мало, что они вынуждены любить и ненавидеть друг друга одновременно, а новость о том, что исчезли кошка и гусь обсуждают на протяжении нескольких дней. За сбор и распространение вестей отвечает Джоннипатинмайк (Алексей Ротачков). Он не отличается профессиональной чистоплотностью, не перепроверяет слухи, а сразу продает их за банку горошка, пару яиц или, если очень повезет, целую баранью ногу. Попутно он обирает свою престарелую мамашу (Светлана Лаврентьева), которая не просыхает день ото дня. Есть на острове и брат с сестрой, Бартли (Артем Яксанов) и Хелен (Ирина Протасова). Они напоминают желтого и красного эмэндэмсов из рекламы. Недалекий Бартли застрял где-то в детстве, когда обладание "Чупа-чупсом" и "Хубабубой" автоматически делают тебя самым крутым на свете. Он трусоват, глуповат и побаивается старшую сестру. А бояться есть чего, Хелен – настоящая оторва. Она дерется, кидается первым, что попадется под руку, не признает авторитетов и непрерывно сквернословит. За чуть ли не единственную связь с большой землей отвечает вечно суровый Билли (Владимир Егоров). Несколько лет назад он потерял близкого человека из-за туберкулеза и теперь злится на весь белый свет.

Фото Юрия Набатова

Среди всех этих странных людей живет калека Билли. Он самый умный, добрый, но вместе с тем самый несчастный из них. Его воспитали тетушки Кейт (Виктория Шанина) и Эйлин (Татьяна Лукина). Обе они странненькие, как и положено макдонаховским героям. Кейт в минуты волнения говорит с камнями, а Эйлин заедает стресс несметным количеством сладостей. Они старательно оберегают Билли от всех потрясений и хранят тайну смерти его родителей. Именно Билли выпадает шанс изменить жизнь. Он прознал, что в соседней деревушке снимают кино американцы, и теперь мечтает попасть в Голливуд. Ведь наверняка же там снимают фильмы про калек!

Оценивая драматургию Макдонаха, критики и искусствоведы часто пишут о его "прощальном гуманизме". Пик гуманизма давно прошел, сейчас никого не удивишь новостью об убившем родителей ребенке или о живодерках, издевающихся на камеру над котенком. Но Макдонах всегда дает шанс человеку остаться человеком, обнулиться, очиститься. Так, например, происходит со злюкой Хелен, которая вдруг неожиданно соглашается прогуляться с Билли и даже целует его. И вот она уже не недалекая грубиянка, а просто слишком рано отрастившая броню барышня. И даже Джоннипатинмайк, до последнего претендовавший на звание явного отрицательного героя, оказывается один из главных людей в жизни Билли. Не будь его, не было бы и парня.

Фото Юрия Набатова

Макдонах – это не про средства выражения, а про сюжет, про саму историю. У него вы не найдете записных красавиц, дорогих костюмов, шикарных интерьеров и умопомрачительных видов природы. Вероятно, этот внешний аскетизм и есть одна из причин популярности драматургии ирландца в российских провинциальных театрах. Спектакли по нему может позволить себе даже самый скромный театр при наличии талантливых актеров. В саратовском ТЮЗе проблем в этом нет, а екатеринбургский режиссер Илья Ротенберг, кажется, выбрал самую верную для постановщика позицию и не мешал артистам. Спектакль идет настолько легко, плавно и ненатужно, что создается впечатление, будто там и вовсе не было многочасовых репетиций и кропотливой работы всей постановочной группы. Это ли не показатель высшего класса.

Сыграть всех этих макдонаховских чудиков тоже надо умудриться. Одно неверное движение, и вот милые дурачки уже становятся непроходимыми дураками. В ТЮЗе такого не происходит. Каждая из ролей – находка для актера. Тетушки Виктория Шанина и Татьяна Лукина вдвоем создают так много уюта, что будто обнимают весь зрительный зал. Хелен от Ирины Протасовой неукротима настолько, насколько и ее буйная пушистая рыжая шевелюра. Такая и в метании настоящими куриными яйцами не промахнется, и скорлупу разжует, не раздумывая. Не удивимся, если в драке на сцене она понаоставляла своим коллегам настоящих синяков. Одним словом, блестящая работа. Ну и, конечно, сам калека Билли. Для любого актера сыграть человека с ограниченными возможностями – это настоящий вызов, попытка покорить одну из вершин перевоплощения. Евгений Сафонов справился отменно. Слезы, скрюченные конечности, непривычный смех и интонации – все было подлинным, ненаигранным, откровенным.

Фото Юрия Набатова

Спектакль "Калека с острова Инишмаан" - это не просто блестящая премьера саратовского ТЮЗа, а отдельная важная функция. Западный инклюзив и доступная среда все еще остаются для России экзотикой в силу разных причин. Для нас все еще непривычно видеть непохожих на нас людей на улице, в магазине, в транспорте, а уж в виде главного героя на сцене театра и подавно. Сразу становится как-то неудобно и даже стыдно за то, что ты здоров, а он калека. Но как справедливо замечает Билли, главное не быть калекой внутри. И это, пожалуй, главное ради чего стоит посетить главную сцену ТЮЗа.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-03-20/7111.html