ФОКУС ГОРОДА 11:11, 29.03.2019

"Дамбо". Заметки киномана

Зачем показывать истории, которые вы уже видели? Ради денег. Зачем ещё? Но в отличие от "Алладина" и "Короля Льва", мультик про слоненка, который умеет летать, действительно требовал переработки.

Оригинальный "Дамбо", может, и является диснеевской классикой, но его не стоит показывать вашим детям. Всего за час с небольшим он легко травмирует взрослую психику, что уж там говорить о детской. Проблема в том, что переделывать этот ночной кошмар защитников животных позвали Тима Бертона, а он в последнее время что-то не в форме.

Году так в 1919 цирковой наездник (Колин Фаррелл, "Фантастические твари и где они обитают", "Лобстер", "Залечь на дно в Брюгге") возвращается с войны с одной рукой. Пока он воевал по европам, его жена умерла, а дети остались на попечении цирковой труппы. Дела у цирка идут паршиво. Но импресарио (Денни ДеВито, "Казино", "Близнецы") нашел выход — купил беременную индийскую слониху. А поскольку коней продали, слоны попадают под опеку наездника и его детей. Герой ДеВито рассчитывает заработать много денег на миленьком маленьком слоненке, но тот рождается с непропорционально огромными ушами. Хотя так ли он бесполезен для цирка, как кажется?

Фото startfilm.ru

Предупреждение: в этой картине есть многочисленные сцены жестокого обращения с животными!

Вообще-то, на них весь фильм и держится. Бесконечные страдания Дамбо — это всё, что будет вызывать у вас эмоции. Потому что в оригинальном мультике подавляющее большинство героев были животными. Здесь же их всех заменили на людей. Но, как это слишком часто бывает, им забыли выдать характеристики и индивидуальные черты.

В итоге, дочь и сын наездника абсолютно никакие. Девочка любит науку, но это не похоже на характер. Скорее в мышиной империи зла Бёртону выдали список того, что радует прогрессивную публику, и он идет по нему и ставит галочки.

Персонаж Колина Фаррелла тоже не блещет индивидуальностью. Его главная отличительная черта - ему трудно разговаривать с собственными детьми. При этом сесть и, собственно, поговорить (не путать с "прочитать лекцию" и "обесценить мечты") ему в голову не приходит.

Фото startfilm.ru

Дени ДеВито (слишком хорош для этого фильма) лепит себе какую-то роль из личного обаяния и десятка сцен. Майкл Киттон ("Бердмэн", "Человек-паук: Возвращение домой") переигрывает и отчаянно злодеит, потому что его герой — владелец огромного бездушного парка развлечений (и неуловимо напоминает лично Уолта Диснея). Ева Грин как актриса тоже способна на большее, чем этот фильм дает ей сыграть.

А вообще женскому полу в этом фильме приходится туго. Слониху сначала покупают, чтобы она рожала. А потом, когда она защищает своего слонёнка, ее сразу объявляют бешенной и продают. Это я уже не говорю про супругу основного персонажа-человека — она же ведь вообще классическая мертвая мама из диснеевских мультиков.

Отдельно печалит, что Дамбо, как и в старой картине, не столько герой, сколько реквизит. Хотя у него чуточку больше самостоятельности, чем раньше.

Американский цирк все ещё в моде после "Величайшего шоумена", поэтому без цирковой труппы никуда. Пусть это даже просто толпа народу с разными цветами кожи.

Фото startfilm.ru

Самая оригинальная и проработанная часть в этом кино — декорации и художественное оформление. Парк аттракционов очень интересный по стилистике (Он напоминает Диснейленд, поэтому его судьба в финале довольно интересна), а старинный цирк выдаёт весь положенный потрёпанный шарм.

Цветовая палитра в традициях Бёртона темная и приглушенная. Иногда проскальзывают действительно мрачные вещи, но не настолько, чтобы отпугнуть детей.

Цифровой слоненок довольно симпатичный и движется натуралистично. Лучшая его часть — выразительные глаза.

Фото startfilm.ru

Но в целом… То ли Бёртону негде развернуться внутри студийной системы, то ли нечего уже разворачивать. Он вставляет в фильм анти-капиталистическое послание, и, возможно, хотя бы часть зрителей поймет, что использовать животных в цирке негуманно. Но все портят плоские персонажи и выжимание слез с помощью приемов, которые были дешевыми еще в 1941, когда вышел первый "Дамбо".

Хотя кое-где мастерство остается. В начале кажется, что два с лишним часа хронометража будут тянуться вечно. Но когда заканчивается сюжет старого мультика, фильм набирает ритм и продолжает двигаться на нужной скорости до финала.

Возможно, совсем детской аудитории он покажется фантастическим и завораживающим. Но для взрослых он такой же проходной, как и подростковый фильм Бёртона "Дом странных детей мисс Перегрин" (тоже, кстати, с Евой Грин).

Он гораздо больше подходит современному зрителю, чем оригинал. Но в принципе, вы не пропустите ничего особенного, если подождете "Алладина" с "Королем львом". (А может, если пропустите и их тоже).

Интересно, как скоро новая версия будет выглядеть такой же устаревшей, как вариант 1941? Лет через десять? Или недолговечность — желанное качество? Чтобы можно было делать новые и новые римейки?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-03-29/7122.html