ФОКУС ГОРОДА 11:56, 15.05.2019

Саратовский драматург: "С подачи Табакова в спектакле Кирилла Серебрянникова использована моя идея"

Как и любая сфера, а тем более представляющая мир искусства, театральная жизнь имеет бесчисленное число специфических особенностей, занимательных традиций, собственных правил хорошего тона и нехорошего, к сожалению, тоже. Их с трепетом и пониманием отслеживают бывалые театралы и с интересом изучают обыватели. Ведь речь идет о жизни кумиров, звезд или просто популярных людей. А в этом году вникать в творческие процессы нам всем предложил президент страны. Напомним, что 2019-й объявлен специальным Указом главы государства Годом театра.

Впрочем, ажиотажа вокруг царства Мельпомены пока не наблюдается. Может быть, по национальной традиции (да и по законам жанра) кульминация нарастет к декабрю. Но к сегодняшнему дню, например, в новостной ленте "СарБК" с связи с Годом театра упоминается о "Театральном марафоне" (сообщается о гастролях Пензенского театра), анонсируются Всероссийская акция "Библионочь" (была посвящена театру) и театральные интеллектуальные игры. А также рассказывается об обращении саратовских театралов к министру культуры Саратовской области Татьяне Гараниной. Прямо скажем, не густо, если учесть, что к лету театральная жизнь замрет и оживится только к октябрю. К слову, редакция "СарБК" готовит к Году театра собственный проект. Это будет цикл материалов о звездах с саратовской пропиской. 

Но и на уровне региональных властей звучали определенные идеи. На одной из встреч губернатору Валерию Радаеву (еще накануне Года театра) предлагалось посодействовать появлению на саратовских сценических площадках постановок по пьесам местных драматургов. И он охотно согласился с этим предложением. Но, видимо, позже к этой идее возвращаться не стали. Во всяком случае, в министерстве культуры Саратовской области об этом проекте ничего не знают. Да, и театры, наверное, оказались от этого не в восторге. В ТЮЗе, например, объяснили, что появление того или иного автора в афише театра является результатом сложного процесса, в котором воедино сходятся и литературный материал, и проблемы, волнующие режиссёра, и возможности труппы и цехов, и общая художественная политика театра. А "заказ" той или иной темы или конкретного автора следует считать не иначе, как "вмешательством в тонкий творческий процесс". При этом здесь отметили, что в театре практически всегда были представлены произведения саратовских драматургов - Алексея Слаповского, Елены Красновой, Марии Соловьевой и других. 

А по словам еще одного саратовского драматурга - Алексея Антипова (Дэлль-Василевский), на старой сцене ТЮЗа может быть поставлена и его пьеса "А завтра где ты, человек?", созданная по мотивам повести Михаила Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы". 

Работа над ней началась в 1995 году по предложению Олега Табакова, тогда художественного руководителя театра "Табакерка". Он хотел сам сыграть Порфирия Головлева, роль Анны Головлевой должна была исполнить Марина Зудина, а роль Арины Петровны писалась под Марию Миронову. Это был давний замысел Табакова. Говорят, что на тот момент у него уже было пять версий для постановки "Головлевых", но ни одна из них не удовлетворяла полностью. 

Позже Олег Табаков возглавил МХТ и пьесу решено было ставить (в том числе по желанию автора) на сцене в Камергерском переулке. Поменялся и режиссер. По словам Алексея Антипова, произведение было передано Кириллу Серебрянникову (тому, кто сегодня обвиняется  в хищении 68 млн руб., выделенных государством на поддержку театрального проекта "Платформа"). 

Александр Стульнев, фото m24.ru

Александр Стульнев, который работал директором "Театра Табакова" с 1997 по 2018 год (сейчас директор Московского академического театра им. Маяковского), вспоминает: "К моменту моего прихода в театр, Алексей Василевский уже завершил работу над пьесой. Но Табаков никак не мог найти для нее режиссера, и когда он стал руководителем МХАТа, он предложил поставить эту пьесу Кириллу Серебренникову. Просто отдал ему эту пьесу для постановки. Но Серебрянников имеет обыкновение, как и многие режиссеры, делать инсценировку под тот режиссерский замысел, который рождается у него в голове. Поэтому пьеса, к сожалению, так и не была поставлена в том варианте, в котором ее написал Алексей Василевский. И это очень жаль, потому что отзывы театральных критиков о пьесе были очень хорошие и мне самому она казалась достаточно совершенной и отражающей все идеи романа. Помню, что там был очень интересный ход с введением роли отца Иудушки Головлева, которого в романе, как живого лица, нет. У Салтыкова-Щедрина он к моменту основных действий уже умирает и о нем только говорится. Этот смысловой ход я считаю очень интересным потому, что многие идеи романа основываются на взаимоотношениях отца Иудушки и самого героя. В постановке Серебрянникова роль Иудушки Головлева играл Женя Миронов. Этот спектакль довольно долго шел на малой сцене МХТ и пользовался огромным успехом". 

Но и в постановке Кирилла Серебряникова (премьера состоялась в 2005 году) присутствует роль отца Порфирия Головлева. Ее сыграл народный артист РФ Сергей Сосновский. Вместе с этим, режиссер "оживил" и всех других персонажей, которые умирают по ходу действий. Алексей Антипов рассказывает: "В 2003 году мне позвонил Олег Табаков и сказал, что возник режиссер Серебрянников и пойдет его версия постановки спектакля "Господа Головлевы". Я видел эту версию и считаю, что господин Серебрянников присвоил себе мою идею о введении роли Владимира Головлева. Я полгода провел в Ленинской библиотеке и тщательно создал крайне корректную компиляцию исходя из того, что в ремарках у Салтыкова-Щедрина есть ссылка на то, что отец Порфирия Головлева был ярым поклонником поэта Ивана Баркова. Но  Серебрянников взял некоторые, самые скабрезные стихи Баркова и что-то, по-моему, сочинил сам. У него Владимир просто восхищается поэтом. Я считаю, что Серебрянников поставил спектакль исходя из моей пьесы, то есть, он взял за основу мое произведение и просто переделал некоторые ходы. Но при этом не указал нигде моего имени. Я убежден, что речь идет о нарушении авторских прав".  

Алексей Дэлль-Василевский признает, что после завершения работы над пьесой, он получил разовый гонорар от Олега Табакова (1 тысяча долларов), и он был вручен в качестве аванса. В последующем же никаких авторских отчислений от театральных сборов он не получал. Что касается причин такого поворота событий, то драматург предполагает: "Мне говорили, что тогда Олег Павлович заподозрил меня в сговоре с режиссером Фокиным, а он тоже претендовал на пост худрука МХТ. Но я Фокина даже не знал. Таким образом я попал в центр интриги. Поэтому Табаков мог намеренно убрать меня из этой работы". 

Евгений Миронов, фото tvkinoradio.ru

Во время творческого визита в Саратов на эту тему высказался и Евгений Миронов. На вопрос о пьесе Антипова и постановке, в которой он играл, народный артист сказал: "Серебренников сделал произведение Василевского более стройным". 

Кстати, саратовский драматург задумывался о восстановлении своих авторских прав. "Меня даже председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин спрашивал о том, почему я не подаю судебный иск. Но я встречался с юристом Российского авторского общества, членом которого являюсь. И мне ответили, что этим вопросом они не занимаются. Тогда чем же занимается организация, которая призвана защищать авторские права? Наверное, только берет проценты с гонораров ее членов".  

Александр Стульнев считает, что в Саратове пьесу Дэлль-Василевского следует ставить в ее первоначальной версии. "Я еще раз хочу подчеркнуть, что Олег Павлович оценивал эту работу очень высоко. И если саратовский ТЮЗ поставит пьесу в том виде, в котором ее написал Алексей Василевский, то это будет замечательно. Ведь это будет об идеях, мечтаниях Олега Табакова". 

Этот проект можно считать абсолютно саратовским не только потому, что его задумывали и воплощали два земляка, но и потому, что роль отца Иудушки Головлева писалась для опять же саратовца, народного артиста Александра Галко. Он не сыграл ее потому, что вернулся из Москвы в Саратов, к своим ученикам. 

Впрочем, директор саратовского ТЮЗа, заслуженный артист России Игорь Баголей ответил на вопрос о постановке весьма уклончиво: "Постановочные планы театра на ближайший сезон по традиции объявляются в июне, вместе с итогами прошедшего театрального сезона. Как правило, в таком формате озвучиваются те названия и авторы, которые уже находятся в работе театра, в стадии активной подготовки. Не будем раскрывать раньше времени всех секретов, но можем сказать, что названия "Господа Головлёвы" в ближайших анонсах театра вы не увидите. Планы театра на дальнейшую перспективу обнародовать не принято, переговоры с авторами и постановщиками будущих спектаклей — процесс сложный, творческий, даже непредсказуемый. Поэтому ответить точно на вопрос, появится ли то или иное название в афише театра в ближайшие годы, невозможно. Нужно запастись терпением".

Говорят, артисты театра и кино должны обладать железным терпением. Судя по всему, оно требуется и драматургам со сценаристами. Ну, а зрители находятся в постоянном ожидании каких-то ярких проектов. Но в Год театра оно, это ожидание, значительно усиливается по всем свои параметрам. 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-05-15/7167.html