ФОКУС ГОРОДА 10:26, 24.06.2019

После "прямой линии" с Путиным. Почему в области срывается закупка лекарств

Запасы есть, лекарств нет
"Лекарств на складе полно, а в аптечных сетях их нет", - резюмировал президент Владимир Путин во время прямой линии, прошедшей 20 июня. Это заявление главы государства напрямую относилось к Саратовской области. Хотя мы оказались не единственным нарушителем: региональный мониторинг минздрава выявил 30 субъектов страны, где местные чиновники допускали серьезные организационные и логистические недоработки в вопросе обеспечения населения льготными лекарствами.

Региональный минздрав признался: в нынешнем году 20 аукционов на покупку сахароснижающих лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения на общую сумму почти в 85 млн. руб. были признаны несостоявшимися.

"Да, аукционы иногда срываются – это обычная картина, - говорит председатель Общественного совета при министерстве здравоохранения Саратовской области Андрей Крупин. – Причин этого явления может быть масса: поставщики меняются, кого-то не устраивает стоимость, поэтому они не хотят участвовать. Или на аукцион выходит только одна компания, и в этом случае он проводится повторно, иногда в третий, четвертый раз. А время идет, пациенты ждут лекарств... Еще бывает так, что компании подают жалобы в ФАС, антимонопольный комитет начинает разбираться, и время уходит. Причины жалоб могут быть разными: не допустили на конкурс, или увидели, что не та цена установлена, причем порой эти жалобы поступают от компаний, которые даже не являются участниками аукциона. К сожалению, так устроено законодательство, что у нас не может быть одного поставщика, поэтому все проводится на аукционной основе: конкурс, тендер и проч. И это касается не только здравоохранения. Обойти 44-ую или 223-ю статью по госзакупкам невозможно".

На прямой линии с президентом Путиным глава Минздрава РФ Вероника Скворцова сделала вывод, что главные причины несвоевременных поставок льготных лекарств это не только смещение сроков закупок и их неправильное проведение, но и неумение управлять товарными запасами. То есть, не достаточная цифровизация баз лекарственных данных в регионах. "Организаторы здравоохранения не знают, на каких складах какие остатки, в каких медицинских организациях какие остатки лекарств" - обвинила региональные власти министр.

Однако саратовские эксперты со Скворцовой не согласны.

"Как работать без цифровизации? – удивляется Андрей Крупин. – В тетрадку записывать? Но так давно никто не работает. Есть компьютеры, есть система, где видно, на каких складах есть лекарства, сколько выписано льготных рецептов и проч."

В защиту цифровизации баз лекарственных данных выступила саратовский министр здравоохранения Наталья Мазина, опубликовав оптимистичное заявление за сутки до прямой линии с президентом. Министр заверила, что ее ведомством проводится ежедневный мониторинг поставок лекарственных препаратов, льготных рецептов и обеспечения больных препаратами в аптеках. И все это позволяет делать "недавно внедренная усовершенствованная медицинская информационная система, позволяющая контролировать этот процесс в режиме он-лайн". Все гладко в речи госпожи Мазиной, только немного смущает формулировка "недавно внедренная". Получается, раньше цифровизация баз данных была не столь совершенной, или же ее не было вовсе?

Дожить до торгов
Многочисленные жалобы во все структуры саратовских диабетиков, которым вовремя не выдали сахароснижающие препараты, дошли до министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой. Министр поручила провести проверку, и специалисты Росздравнадзора выявили нарушения выдачи льготных лекарств населению.

К чему приводят срывы аукционов (а может быть, халатное отношение должностных лиц к своим обязанностям) можно увидеть на трагическом примере: в прошлом году 28-летняя саратовчанка – диабетик умерла, не дождавшись льготных лекарств. Которые ей не выдавали порядка восьми месяцев. Как выяснилось в ходе прокурорской проверки, аукцион на поставку региональный минздрав провел с опозданием почти на пять месяцев. Закупили лекарство и вовсе через восемь, когда помочь девушке было уже невозможно. За чужую жизнь дисциплинарной ответственностью расплатились два лечащих врача и завотделением саратовской поликлиники.

"Сбои аукционов происходят по разным причинам, - высказывает свое мнение главный врач ГУЗ "Областной госпиталь для ветеранов войн", член Общественного совета при министерстве социального развития Саратовской области Евгений Ковалев. –Система закупок сложная и многогранная: формируется план-график, вывешивается на сайте, объявляются торги, потом проходит определенное количество времени до заключения контракта и т.д. Пока все это идет, цены на лекарственные препараты могут измениться: на начало года и конец года они будут разными. Из-за этого аукционы так же переносятся. Но думаю, здесь нужно говорить не о причинах срыва аукционов, а о здоровье и жизни пациентов, которые зависят от льготных лекарств. Думаю, если каждое звено медицинской цепи, задействованное в льготном обеспечении граждан лекарствами, будет работать ответственно - заблаговременно планировать, составлять, рассчитывать необходимые объемы, наша область больше не будет звучать в негативном ключе на прямой линии президента страны".

Инсулиновые проблемы
На сегодняшний день в области на диспансерном учете с диабетом состоит около 84 тысяч жителей Саратовской области. Все в том же оптимистичном заявлении регионального министра Мазиной можно прочесть о том, что сегодня на государственном аптечном складе, в больницах, поликлиниках, аптеках есть сахароснижающие препараты. Более того, обеспечен их запас в среднем на 2 месяца. Может быть, так и есть. Но почему-то и по сей день на многочисленных интернет - форумах мамы детей-диабетиков жалуются на длительное ожидание инсулина, особенно в районах области: "В Татищевской районной больнице инсулина нет, ребенок-инвалид по 3-4 недели ждет инсулин, хотя рецепт выписан"; "В Балаково тянули с инсулином - месяц не давали, звонила в минздрав, жаловалось омбудсмену по правам ребенка".

В Саратове ситуация обстоит более спокойно. Хотя как говорят мамы ребятишек – диабетиков, состоящие в группе "Сладкие детки", отдельные случаи покупки инсулина на свои кровные имеются. Как рассказала саратовчанка Анна, чья девятилетняя дочь в этом году заболела диабетом, если в каких-то поликлиниках стопорится вопрос с выдачей инсулина, его удается решить мирным путем. Иногда врачи предлагают заменить один инсулин на другой (в случае отсутствия), что не всегда хорошо сказывается на здоровье ребенка – диабетика. Хуже обстоят дела с расходниками: тест - полоски для глюкометра выдают по мере поступления.

"Но даже если полоски будут давать вовремя, их все равно не хватит, - рассказывает Анна. – Тест - полоски рассчитаны примерно на 4 замера в день, но в реальности нужно проводить тестирование уровня сахара в крови ребенка 6-7 раз. Поэтому приходится покупать: стоимость 50 полосок составляет от 600 до 1 тысячи рублей. Шприц – ручками нас обеспечивают, а вот иглы для них – проблема. Так же приходится покупать на собственные средства: сто игл стоят от 500 до 1 тысячи рублей".

По мнению Наталии Биюн, председателя саратовского регионального областного отделения общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов" нести ответственность за несвоевременную выдачу льготных препаратов должны региональные чиновники от медицины. "Региональный минздрав должен быть заинтересован в том, чтобы больные не остались без лекарств, - считает Наталия Викторовна. – Если же на складе препараты есть, а льготникам их по каким-то причинам не выдают – это вообще диверсия. Думаю, если бы наши чиновники лечились по месту жительства, в поликлинике по прописке, их мировоззрение бы изменилось. Заболели? Никакой Москвы, и тем более заграницы. Что создали на месте, к тому и будете привязаны в случае проблем со здоровьем. Тогда бы ситуация изменилась".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-06-24/7211.html