ФОКУС ГОРОДА 11:49, 28.06.2019

"Курск". Заметки киномана

"Курск" не пытается гадать, что случилось с подлодкой на самом деле. Они берут официальную версию и делают упор на трагедию.

Начало напоминает "Охотника на оленей", которого недавно перевыпустили в кинотеатрах. Подводники готовятся к выходу в море для учений и к свадьбе одного из членов экипажа. Никто не скрывает, что задерживают зарплаты, а быт у военных неказистый. Но никто и не упивается неустроенностью.

На утро после свадьбы "Курск" выходит в море. Вскоре происходит взрыв. Лодка тонет. Оставшиеся в живых собираются в наименее затопленном отсеке и ждут помощи. А адмиралы наверху заняты политикой. 

Фото kino-teatr.ru

Как создать драматическое напряжение, если финал истории все знают? Сделать так, чтобы оторваться было невозможно. Чтобы вы ждали чуда, даже если знаете, что его не случилось.

Клинт Иствуд поставил с такими переменными "Чудо на Гудзоне". Но у него было преимущество — рассказы свидетелей и содействие государства. Режиссеру Томасу Винтербергу ("Торжество", "Охота", "Вдали от обезумевшей толпы") не помогал никто. Говорят, в Минобороны РФ сначала согласились помочь, а затем передумали и запретили съемки в России. Доступ к секретным материалам никто, разумеется, не давал. В итоге, фильм основан на романе Роберта Мура "Время умирать".

Ещё одной палкой в колеса стал главный сериал мая —  "Чернобыль" от HBO. Его хвалят за кропотливое восстановление деталей быта. На его фоне "Курск" не совсем "под сенью развесистой клюквы", но очень заметно проигрывает.

Фото kino-teatr.ru

Делу не помогают и схематично прорисованные персонажи, которых можно различить только по внешности. Все они — малоизвестные европейские актеры. Выделяется только сдержанный Колин Фёрт в роли британского адмирала и Макс фон Сюдов в роли отечественного. Ну и Леа Сейду не вызывает отторжения в роли жены подводника. (Как только расплетает свои русы косоньки(тм) после свадьбы).

"Курск" — не гениальный фильм. Он даже не особенно выдающийся. Он может похвастаться разве что хорошей работой оператора, да саундтреком от оскароносного Александра Деспла ("Форма воды").

События пришлось подсократить, поэтому атмосфера томительного ожидания не такая невыносимая, какой могла бы быть с другим сценарием и режиссером. "Курск" вызывает все положенные эмоции. Но просто потому, что такая история не может их не вызывать.

Фото kino-teatr.ru

Нет необходимости бежать и смотреть это срочно. Но про такие вещи нужно снимать и смотреть. Это коллективный опыт, общая травма. И чтобы с ней справиться, нужно говорить об этом вслух.

Как и "Чернобыль", эта картина в лучшие свои моменты — про общечеловеческие проблемы, а не про отдельно взятую трагедию. О том, насколько легко государство готово пожертвовать конкретными живыми людьми ради чего-то якобы общего. Про то, как люди у власти предают людей, на которых эта власть держится. Это ещё один "Левиафан", только без чернухи и с меньшим количеством стыдных для нас моментов.

Прежде, чем кричать "русофобия", задумайтесь. Это не только российская проблема. Правительство врет не только нам. И военные говорят родителям, женам и детям, что "они знали, на что подписывались", не только у нас.

"Курск" задает массу неудобных вопросов про государственную систему и место человека в ней. И в итоге, дело не в подлодке. И даже не в России.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-06-28/7217.html