ФОКУС ГОРОДА 16:21, 01.08.2019

Норвежский лифтинг и вологодская ель. Как под Хвалынском сохраняют уникальный "дом со львом"

Дворец из блок-хауса
Словом, дому в который раз сильно повезло. Счастливая его судьба началась, когда в начале 20-го века зажиточный крестьянин по имени Лазарь (о материальном положении первого владельца историки судят по размеру и числу комнат в доме, их две) украсил свое жилище не резьбой (как было принято в Поволжье), а расписал стены и потолок по примеру крестьянских жителей Русского Севера, Урала, Сибири. Но и здесь проявил креативность. Житель Поповки выбрал главным мотивом не цветы, как это делали хозяева практически всех расписных домов, а изобразил 14 персонажей. Главными из них стали четыре евангелиста (Марк, Марфей, Иоанн, Лука). Причем, выполнены они в старообрядческой традиции - без лиц, в образах льва, быка, орла и ангела.

Опять же, по счастливому стечению обстоятельств и благодаря мастерству строителя и художника, дом и роспись в нем выдержали испытание временем. И если некоторые строительные элементы со скрипом (иногда в прямом смысле слова) доживали свой век, то настенная живопись прекрасно сохранилась.

Ну а новый день рождения (был бы дом человеком, обязательно его отмечал) наступил в 2009 году, когда ветхую постройку с редчайшим образцом крестьянской росписи приобрела реставратор живописи Юлия Терехова. Главной ее целью стало сохранение этого ценного и целостного экспоната (прежние хозяева уже хотели пустить дом на дрова для бани).

Ну, а последний год стал началом еще одной белой полосы в жизни расписного дома. В конце прошлого лета специалисты приступили к его реставрациии. Стартовая ступень восстановительных работ финансировалась за счет пожертвований (краудфандинговая компания проходила на платформе Planeta.ru.), тогда собрали более 720 тыс. руб. Основная же часть реставрации финансировалась Фондом президентских грантов (2 млн 900 тыс. руб) и фондом Ильи Варламова "Внимание" (190 тыс. руб.).

Юлия Терехова рассказывает, что специалисты уже провели самые важные работы — они выровняли каркас дома, то есть, вернули в исходное положение все покосившиеся вертикальные плоскости, а значит, привели в порядок роспись, ведь она нанесена непосредственно на стены. "Так же важно, что у нас нет новодела и дальше не будет. Реставраторы заменяют только те части, которые необходимо заменить. Если есть гнилое, истлевшее и это заражает окружающие деревянные детали, то это убирается. Причем, если бревно с одной стороны гнилое, а с другой стороны нормальное, то убирается именно негодная часть бревна и надставляется новым материалом. Это, конечно, дороже и дольше, и редко кто так делает по этим причинам. Но, к счастью, у нас не такой большой дом и мы изначально, когда делали заявку на грант, закладывали в смету эти манипуляции. То есть, мы знали, что у нас не будет как во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском, где все заменено новоделом и вместо бревен - блок-хаус".

По норвежской системе
Домом занимается профессиональная команда реставратора, генерального директора компании "Нагель" Антона Мальцева (он москвич, а многие другие члены команды - из Вологодской области). К слову, параллельно они реставрируют деревянные ветряные мельницы в Архангельской области — практически в приполярье, в селе Кимжа, на реке Мезень. Это куда более сложный проект (кстати, в финансировании участвует правительство Нидерландов).

Иногда в процессе восстановительных работ "перебирают" старые постройки - маркируют, разбирают и складывают вновь. Но реставратор живописи, владелец "дома со львом" Юлия Терехова была категорически против такого приема, он бы стал губительным для росписи, нарушил бы целостность изображений. Поэтому профессионалы выбрали для "вывешивания" дома систему лифтинга (была изобретена в Норвегии). Речь идет о системе опор, которая позволяет минимизировать вмешательство в конструкцию. "В этой системе используются металлические стойки, похожие на стаканы, в которых ходят направляющие. И к этим направляющим крепятся бревна. Можно засверлиться в произвольном месте и закрепить бревно. Это простое и вместе с тем технологичное и удобное для работы приспособление. Оно позволило нам приподнять дом и не повредить роспись".

Реставраторы привели в порядок фундамент дома — старые дубовые столбики заменили на железобетонные. Поработали с окнами. "Дело в том, что окна в советские годы ремонтировались. Мы нашли на бревнах надпись: "1962 год". Тогда, по всей видимости, и проводился ремонт - было заменено одно бревно подоконное и менялись нижние подоконные коробки и частично сами коробки. Мы нашли только 2 окна с подлинными рамами. Для того, чтобы максимально сохранить старые косяки, мы делали вставки на вертикальных стойках снизу, где они опираются на подушку, мы как бы наращивали их из новой древесины — именно нижние части у этих вертикальных косяков были гнилые. Это довольно трудоемкая столярная работа, требующая опыта и навыков", - рассказывает Антон Мальцев.

А с крышей такой деликатный подход применить не удалось, потому что владельцы дома не раз прикладывали к ней руку (может быть поэтому она не протекала и живопись сохранилась в отличном состоянии). Изначально крыша у "дома со львом" была деревянная, затем стала шиферной. Для этого строители заменяли стропильные конструкции, врезали прогоны, как говорят специалисты. "Если бы мы сделали крышу деревянной, она бы не соответствовала той стропильной конструкции, которую мы имеем на сегодняшний день. Поэтому мы решили ее сохранить и сделать металлическую кровлю без обрешетки. Если посмотреть на Хвалынск, который находится в 25-ти километрах от Поповки, то там 90% крыш такие - с таким же шагом фальцев и без желобов и водостоков. Такую металлическую крышу мы и решили повторить",- объясняет реставратор.

Восстановлен и декор. Антон Мальцев замечает, что сохранившееся элементы давали полное представление о том, каким он был изначально. То есть, если на одном наличнике не хватало какой-то детали, она была на другом. Но частичная замена досок и декоративных элементов сделала дом "пестрым". Реставратор признался, что сейчас они обсуждают этот вопрос с Юлией Тереховой. Возможно, дом будет выкрашен в тот цвет, каким он был изначально — светло-серый. А наличники и пилястры вновь станут нарядными, как раньше (их выкрасят в разные цвета — синий, коричневый и зеленый). О том, какими были их "родные" оттенки, стало известно во время реставрации (обычно краска сохраняется на фрагментах наличников и под карнизами).

Скромная вагонка
В целом, говорят реставраторы, проект не вызвал особых сложностей, кроме тех, с которыми обычно сталкиваются реставраторы. В первую очередь, это новые технологии и современные стандарты. Реставраторы, которые погружаются в прошедшие эпохи, часто не находят необходимых образцов на нынешнем рынке. Например, сегодня производят и переводят лесоматериалы длиной 6 метров. Все, что не укладывается в этот размер, является индивидуальным заказом со всеми вытекающими последствиями. Антон Мальцев рассказывает, что для реставрации дома со львом в хвалынской Поповке пришлось везти девятиметровое еловое бревно из Вологодской области.

Впрочем, случились и некоторые открытия: "Мы обнаружили, что профиль вагонки, которой был обшит дом, изготовлен из широкой доски, но имитирует узкую вагонку. В середине доски сделаны прорези, которые повторяют шов между элементами обшивки. И это странно. Потому что, широкий материал всегда придает некий масштаб зданию и значительно влияет на его внешний вид. Наверное, тогда мелкие сочленения были в моде. Но я такой тип вагонки нигде не встречал, по крайней мере, на севере страны. Конечно, мы его повторили при реставрации".

Но подобным принципам следуют далеко не все реставраторы. Антон Мальцев говорит, что неграмотные действия во время восстановления практически погубили памятники архитектуры в Карелии, причем велись они за счет средств федерального бюджета. "Действующая система конкурсов породила огромное число посредников, которые выиграв конкурсы, ищут субподрядчиков, которые будут реально выполнять работы. И привела на рынок людей, которые никогда этим не занимались, но считают, что смогут отреставрировать объекты культурного наследия. Государство в этом случае даже не считает необходимым оценивать уровень мастеров. Если работы ведутся за государственный счет, никто и не ищет профессионалов. Но вмешательство случайных людей приводит к тому, что мы навсегда теряем объекты, восстановить их после этого уже невозможно".

А Юлия Терехова в качестве отрицательного примера реставрации привела Саратовскую область, где в Хвалынском национальном парке новоделом оборудовали вход в Пещеру Монаха. А в Питерском районе так и вовсе разрушили ветряную мельницу.

Быка спасать не будут
На этом фоне история с расписным домом в Поповке кажется просто сказочной. Кстати, за 10 лет статус строения не изменился. Это по-прежнему частная собственность Юлии Тереховой.

"Кто-то создает какой-то проект, а потом говорит: "Это мое детище. Дай-ка я придам ему особый статус, а то нехорошо, что это просто дом". Но у меня никаких амбиций по этому поводу нет. Для меня главное в том, что люди сюда приезжают, дом стоит, реставрируется, местные жители в этом участвуют и дом этот любят, охраняют и выступают перед гостями. Все остальное меня не интересует. Я не веду коммерческую деятельность - у нас все бесплатно и всегда будет бесплатно. Люди приходят словно ко мне в гости. Мне больше ничего не нужно, но и пусть от меня тоже никто ничего не просит", - объясняет владелица расписного дома. Формально дом со львом является структурным подразделением фонда "Открытая коллекция".

Реставрация, по словам Юлии Тереховой, должна завершиться осенью (по условиям гранта — 30 ноября, но фактически работы завершаться раньше). К слову, закрашенное изображение быка так и останется под слоем краски. Напомним, что настолько категорично расправились с одним фрагментов живописи предыдущие хозяева. "Как реставратор живописи, я знаю, то иконы такого размера, будучи перенесенными в реставрационные мастерские, могут находиться в работе 20 лет. Это очень большой труд, ведь сверху нанесена краска, а под ней рисунок. Нужно подобрать такой состав, чтобы он снял верхний, но не повредил нижний слой. К тому же, роспись находится в вертикальном состоянии и это еще более усложняет работу. Поэтому пока мы не думаем о раскрытии быка. Мы сделали фото в инфракрасных лучах и оно в доме есть. Я считаю, что те огромные средства, которые потребует реставрация этого фрагмента, можно потратить на что-то другое", - говорит специалист.

На вопрос о том, как дом со львом будет жить дальше, Юлия отвечает, что вскоре заработает в полную силу культурный центр, выстроенный возле дома с росписью (сейчас там живут реставраторы, поэтому функции его ограничены), будут и далее проводится семейные и волонтерские лагеря (потому, что работы по благоустройству территории требуют определенной периодичности), для гостей будет работать аудиогид. "Я планирую, что проект будет дальше, в том числе, силами местных жителей развиваться и продолжать свою культурную экспансию, то есть, знакомить местных жителей с культурой городов, в горожан - с культурой села", - убеждена автор этого замечательного проекта.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-08-01/7256.html