ФОКУС ГОРОДА 11:26, 27.09.2019

"Герой". Заметки киномана

Итак, кому-то на просторах необъятной родины приспичило сделать шпионский боевик. Начали со сбора штампов и устаревших идей.

Придумали детей-шпионов (ну ладно, подростков-шпионов), которых завербовал полковник Родин (Владимир Машков, "Движение вверх", "Миллиард"). Он их один лично выдрессировал. Никто из разведчиков их не знает, никогда не видел и на контакт с ними выйти не может. (Как это вообще физически возможно? Растить и тренировать 20 подростков в одиночку! Он Супермен что ли? И его начальство ничего не напрягло в таком раскладе?)

Фото timeout.ru

Ребят разослали в разные страны добиваться успеха и ждать приказа. И называлась эта программа "Юность". Но вам никто не будет показывать, как это происходило. Вы что, в кино пришли что ли?

Всю завязку расскажет в одной сцене непонятная девушка без имени и намека на отличительные черты. Она работает на какую-то нашу разведку. Что за организация? Что она может? За что отвечает? Может, это помесь КГБ с ФСБ из "Красного воробья", может, наш ответ "Kingsman", а может "Агенты Щ.И.Т.". Какая разница, да?

Участники программы "Юность" ждут приказа 15 лет. И прождали бы ещё столько же, если бы один из них не решил внезапно рассказать свою историю миру. Его оперативно убирают. На остальных начинается охота.

Фото timeout.ru

Якобы. Ведь вы увидите только героя Александра Петрова ("Притяжение", сериал "Гоголь") и героиню Светланы Ходченковой ("Одноклассницы", "Мама"). Что там творится с остальными шпионами "Юности"? Да кого это волнует? Единственную линию так забьют экшном, что больше никого и не надо. В конце концов, сколько картонных персонажей с притянутой за уши мотивацией вам нужно в одном фильме?

Как много должно случиться провалов в прокате, чтобы киношники поняли простую истину из каждого учебника по сценарному делу: в истории должен быть человек/робот/инопланетянин, с которым можно себя идентифицировать и которому хочется сопереживать?

Люди смотрят на героев, которые участвуют в экшне, а не на голый экшн. Поэтому есть Джон Уик, Мстители или, если нужно ближе к теме, Джеймс Бонд. Даже Джейсон Борн со своей отшибленной памятью лучше раскрыт на экране, чем герои Петрова и Ходченковой.
Наверное, режиссер Карен Оганесян ("Пять невест", "Мамы") надеялся, что актеры это компенсируют харизмой. Но у Петрова она видна, когда он играет в комедиях или гопников. (Или гопников в комедиях, ага). "Герой" же сделан с такой серьезностью, словно это "Координаты "Скайфолл". Ходченковой играть нечего. Ей позвали изображать стереотипную роковую женщину, и она не прикладывает ни малейших усилий, чтобы сделать её интереснее. Выехать на Владимире Машкове тоже нельзя. В общей сложности он на экране минут десять-пятнадцать (из двух часов). Хотя его роль в сюжете очень важна: он — отец героя Петрова и тренер детей-шпионов.

Фото timeout.ru

В последнее время в отечественном кино полезли на свет божий совершенно жуткие модели отношений отцов и детей. Если точнее, отцов и сыновей. Во "Временных трудностях" показали абьюзера, который издевается над сыном с ДЦП, и сделали вид, что это отцовская любовь. В "Миллиарде" тот же Машков изображал папочку, который поучаствовал в жизни детей исключительно как донор спермы, но к финалу они с сыночками внезапно стал семьей. Правда, в сценарии этот процесс раскрыть забыли.

И теперь новый папа-Машков! Он раньше умрет, чем адекватно отреагирует на эмоции своего сына. Это же для слабаков! По сюжету после смерти матери вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с горем, он его засунул в свою шпионскую школу. Он его постоянно критикует, оскорбляет, жестоко высмеивает, манипулирует и заставляет чувствовать себя идиотом. Папочка пресекает любые попытки к нормальному контакту. Он не общается с сыном, а выдает ему приказы. Но вы должны думать, что он его очень любит!

Когда у нас перестанут выдавать эмоциональное насилие за любовь? Что должно случиться для этого? И когда из нашего кино пропадут "любовные линии в духе мужчина и женщина в одном кадре, значит, у них любовь"? Пока герои Петрова и Ходченковой просто общаются, это приемлемо. Но у них нет никакой романтической химии и, главное, сюжет к этому никак не подводит. Бонд больше времени тратит на соблазнение девушек, чем эта "сладкая парочка". Но вы ничего не понимаете, это любовь!

Осторожно! Спойлер!

Причем, у этих двоих всё происходит со скоростью света. К финалу одноразовый злодей, приклеенный к истории в последний момент, внезапно заявляет, что героиня Ходченковой беременна. Что-то похожее на секс у героев случилось один раз, и по сюжету с тех пор прошло максимум дня три. Как он узнал? Как узнала героиня Ходченковой? В нашей земной реальности нужно 8-10 дней, чтобы соответствующие гормоны стали видны в анализе крови. Тут что, ясновидящие? Это их шпионская суперсила? Чудо-ребенка герой Петрова собирается забрать и воспитывать самостоятельно. Вот так психологические травмы и передаются из поколения в поколение.

Фото timeout.ru

Может, дело в том, что действие происходит не совсем в нашей земной реальности? У российской разведки и иностранных злодеев технологии из супергеройского кино. Очки с дополненной реальностью, стопроцентное копирование человека, распознавание лиц на грани фантастики. А ещё почему-то ничего не слышно от иностранных правительств и других разведок, когда у них гражданские погибают в перестрелках из-за наших бравых бойцов.

И что это, черт побери, за проект "Юность"? Почему участники через 15 лет гражданской жизни дерутся, как ребята из Marvel? Что у них за сверхспособности? Почему не сработало их ментальное программирование и кто-то может предать проект, а кто-то верен до конца? Из этого можно было сделать интересную вселенную, как в "Джоне Уике". Ну или как в историях про "Борна"! Но нет. Тут все делают вид, что якобы наш обычный мир. И он такой же блеклый и никакой, как и персонажи.

У "Героя" нет никакого обаяния. Напряжения тоже нет, потому что все такие лихие и так просто справляются со всем, что нет смысла переживать. Даже эмоциональный саундтрек раздражает, а не дополняет действие, потому что ничто на экране не соответствует накалу эмоций в музыке. 

Экшн неплохой, но ничего выдающегося. В 2019-м делать ставку на зрелищность в жанре шпионского боевика бессмысленно. Да и зачем? Нормальные герои в таких случаях идут в обход. Вот только в фильме "Герой" нет нормальных героев.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-09-27/7318.html