ФОКУС ГОРОДА 12:36, 30.09.2019

Праведница в рваных ботинках. В драмтеатре открыли сезон спектаклем про уборщицу из продуктового

Эта повесть в 1999-м году попала в шорт-лист престижной литературной премии "Русский Букер". И вроде бы такой успешный старт должен был означать, что "Мою Марусечку" расхватают театры, но нет - в сети можно найти единственное упоминание об одноименном спектакле. Его в 2012-м выпустил театр Александра Калягина Et Cetera.

Повесть Васильевой часто сравнивают с "Матрениным двором" Александра Солженицына. В обоих случаях в центре внимания женский персонаж, простой, пронзительный, невероятно душевный. Солженицын изначально хотел назвать рассказ "Не стоит село без праведника". У Васильевой тоже есть праведница, а вместо села вымышленный южный портовый город.

На дворе 70-е-80-е годы прошлого века. В разгаре брежневская эпоха и советская антизападная пропаганда ("Если поцелуешься с негром, все зубы выпадут", "Арабы в Израиле с кинжалами ходят"). Мария Христофоровна или та самая Марусечка - немолодая и битая жизнью женщина. Работает она уборщицей в продуктовом магазине. Сын ее Митя, вовсе и не сын ей, а племянник, которого она забрала к себе после смерти его матери, своей родной сестры. Митя много нервов попортил Марусечке, а в 18 лет по глупости загремел в тюрьму. Дали ему 5 лет, но адвокат сказал приемной матери, что 500 рублей могут исправить ситуацию. "500 рублей, кто же это придумал?", - приговаривает то и дело Маруся, и зарабатывает деньги на всем подряд.

Вернее, могла бы зарабатывать, но рука не поднимается брать деньги со знакомых и друзей. Она молча проглатывает вечные упреки и оскорбления от парторга магазина Алюськи (Эльвира Данилина), прикрывает бездельницу уборщицу Олю (Дарья Родимова), бесконечно выслушивает пьяные откровения директора Витальки (Валерий Малинин), радуется за отбывающего на историческую Родину зав рыбной секцией Мишаню Давидовича (Владимир Назаров). Как что, так сразу все они бегут к Марусечке. Она выслушает, не упрекнет, поплачет и посмеется в унисон, а еще поставит на стол самые лучшие угощения, даже если самой есть нечего.

Непонятно только, где Марусечка черпает силы, ведь жизнь у нее совсем не сахар. Когда Мишаня Давидович отбывает на ПМЖ в Израиль, то оставляет ей два рулона рубероида, шкаф, тулуп, пару ботинок. Рубероид новый совсем, крышу можно перекрыть. Шкаф потертый, но все полочки на месте. А ботинки! До того Маруся за всю жизнь и трех пар ботинок не сносила, эти четвертые будут.

Эту святую Марию Глуховская доверила сыграть Алисе Зыкиной. Актриса, пусть даже и очень хорошая, но с обычной пластикой, мимикой и подачей, рисковала бы потеряться в безумном круговороте "Моей Марусечки". Зыкина – другая. Колкая, жесткая, порывистая, она очень органично вжилась в ритмичную и напористую прозу Васильевой. При всей святости и праведности своей героини, именно необычная природа Зыкиной делает ее не такой уж беззащитной и совсем не бесхребетной. Ее Мария Христофоровна не вызывает слез жалости, хотя, казалось бы, к этому все располагает. Жертвенность и альтруизм в этом случае равное достоинство.

Алиса Зыкина со всей ее непосредственностью и харизмой могла бы вытащить спектакль с минимумом партнеров (так было в арт-хаусной постановке на Малой сцене "Танец. Дели"), но на этот раз вместе с ней на сцене появилась добрая часть звезд драмтеатра. В "Марусечке" вообще всего много – артистов, танцев, песен, анимации. Все это присутствует в такой концентрации и меняется так быстро, что порой хочется нажать на паузу, отмотать назад и повнимательнее посмотреть мизансцену. Такая насыщенность характерна для Марины Глуховской. Не терпит она пустоты, долгих немых сцен и незаполненного смыслом пространства. Так что тут дело вкуса, предпочитать такие трактовки или нет.

В повести указано, что Марусечка обладает душой, которая "мучается разными событиями, потому что живая была". И хотя жанр драмы не оставляет шансов на хэппи-энд, а к постановке есть вопросы, премьера получилась тоже очень живой. Посмотреть на истинно русский гротеск, когда так плохо, что аж танцевать хочется, теперь можно на Большой сцене саратовского драматического театра.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-09-30/7320.html