ФОКУС ГОРОДА 10:28, 10.10.2019

Вагончик тронется? Саратовский трамвай даже после миллиардных вложений не станет скоростным

Мечта из 60-х

Проект скоростного трамвая долгие годы обеспечивал в Саратове положительный психотерапевтический эффект. Он был той темой, на которую приятно рассуждать. Дозу позитивного воздействия получали журналисты, общественники, эксперты, проектировщики и, наверное, представители власти, когда заявляли о планах по созданию нового, а вернее, обновлению старого транспорта.

К сожалению, со временем позитивный заряд проекта начал угасать, а сам он стал неизбежно попахивать маниловщиной. Старт проекта постоянно откладывался и надолго проваливался в информационные ямы. А после очередного витка обнадеживающих новостей в лентах стали появляться фразы: "проект не готов", "город не может получить из федерального бюджета 250 млн рублей", "первая очередь строительства скоростного трамвая под угрозой". Да никуда не делись опасения, что скоростным трамвай называют только для пущего эффекта, а на самом деле его "ускорение" окажется весьма символичным.

Хронология этой истории состоит из целой россыпи дат. О скоростном трамвае в Саратове начали мечтать еще в 60-х годах прошлого века. В стране тогда появились конкретные проекты, у нас же до воплощения этих технологий в чистом виде дело не дошло, но кое-что для увеличения скорости 3-го трамвайного маршрута в 70-е годы было сделано. Следующая группа дат — уже из нынешнего столетия. В 2008-м году о скоростном трамвае заговорили в связи с принятием нового Генерального плана Саратова (по времени совпадает с грустными выводами о том, что "метро Саратову не светит"). Далее тема обновлялась в 2015-м, еще позже — в 2017-м году. Звучала даже дата начала строительства линий — 2018-й.

Фотобанк СарБК

Но что мы имеем на сегодняшний момент? У нас есть концепция проекта саратовского скоростного трамвая на основе нынешнего 3-го маршрута. Она была презентована в апреле этого года. Есть вторая версия (первая была разработана в 2015 году и устарела) проекта планировки и межевания территории для строительства скоростной трамвайной линии. Проект подготовлен, рассмотрен общественностью, но не утвержден. Есть организация (был проведен соответствующий аукцион), которая занимается разработкой проектно-сметной документации. Это питерский "Институт "Стройпроект". Его специалисты, кстати, среди прочих объектов проектировали инфраструктурные объекты к ЧМ по футболу и Олимпиаде в Сочи.

И о том, чего не имеем. В связи с тем, что проектно-сметная документация на саму скоростную линию все еще находится в работе и по сведениям администрации города будет завершена только к 20 декабря, мы, судя по всему, так и не получим в этом году 250 млн рублей на строительство (в следующем году планировалось выделить для этого проекта из федерального бюджета уже 1 млрд руб., но, наверное, будет отсрочен и этот транш).

Быстрее, но короче

Проект планировки территории дает приблизительные наметки того, как будет выглядеть линия скоростного трамвая. Фактически это будет та же "тройка", но на ее маршруте планируется провести ряд преобразований.

Сейчас движение тормозят пересечения трамвайных линий с дорогами на одном уровне, густая сеть остановок, малые радиусы поворотов рельсов, отсутствие ограждений на выделенных участках трамвайных линий. Поэтому власти города предложили закрыть 6 переездов, сократить число остановок, установить ограждения (для того, чтобы вагоновожатый уверенно набирал скорость и не опасался, что на линию выйдет пешеход или выедет автомобиль).

Более дорогостоящими мерами должны стать замена старого подвижного состава на вагоны с повышенными динамическими характеристиками, установка улучшенных конструкций пути и контактной сети, внедрение "средств автоматического регулирования движения".

В концепции прописаны и конкретные мероприятия, например, строительство дополнительного участка криволинейного пути на узле Астраханская — Кутякова для поворота вагонов с Астраханской (направление от Б. Горной в сторону Кутякова, заезд в депо) и поворота с Б. Горной на Танкистов. Он нужен для того, чтобы разгрузить участок пути по Астраханской — Советской — Мирному пер. - Вавилова при выезде вагонов на маршрут N11.

Протяженность линии составит 10,5 км - маршрут будут закольцован у Детского парка (для этого будет построены разворотные кольца на пересечении Астраханской и Советской для возможности разворота вагонов при движении со стороны Сенного рынка и Слонова).

Составители проекта рассчитывают, что средняя скорость сообщения повысится с нынешних 15-16 км/час до 28,4 км/час. А провозная способность скоростного варианта транспорта в 1,5-2 раза превысит возможности нынешнего трамвая (сейчас это 5 тыс. человек).

Фотобанк СарБК

Вялое обсуждение

Таким образом, как мы видим, чиновники отказались от прежних амбициозных планов по строительству эстакад и тоннелей для движения трамвая и ограничились чисто "организационными" мерами. Кроме того, в концепции прописано обновление всей трамвайной инфраструктуры и подвижного состава, что очень хорошо, но не делает трамвай скоростным.

При всей скромности перспектив скоростные линии были необходимы саратовскому электротранспорту еще вчера. Как реанимационные процедуры для тяжелого больного. И пусть речь идет о реконструкции только одного маршрута, говорят наблюдатели, пусть обойдется без технологических изысков и значительного увеличения скорости, но оздоровление конкретного элемента транспортной сети все-таки состоится. Будет сделано то, что давно планировали, но откладывали из-за тотального безденежья. Например, кривая на Астраханской-Кутякова (скорости не обеспечит, но работу трамвайного транспорта облегчит).

Может быть поэтому общественное обсуждение проекта планировки не вызвало серьезного интереса горожан. Во всяком случае, это следует из отчетов организаторов. Напомним, что свои предложения можно было отправлять по электронной почте или оставлять в комитете по архитектуре (проект был размещен на сайте мэрии).

Не исключено и то, что все потенциальные авторы предложений не страдают наивностью, поэтому понимали, что масштабы проекта зависят исключительно от объемов финансирования, а не от числа идей и мнений.

"Можно было бы написать, что я за строительство эстакады в районе Сенного рынка, которая сократит время ожидания на светофоре до нуля и позволит избежать пробок. Но никто эти изменения не внесет, потому если бы на это изначально предусматривались деньги, она бы уже значилась в проекте. Поэтому я не вижу смысла сейчас предлагать подобные дорогостоящие изменения", - говорит саратовский блогер Денис Жабкин.

В итоге предложенный властью диалог поддержали всего шесть участников. Самым эмоциональным, если это можно сказать про данный формат общения, стало предложение Алексея Барцева (позиция совпадает с мнением авторов оценок, опубликованных в группе "Трамваи и троллейбусы Саратова" соцсети "ВКонтакте"). Этот участник обсуждений уверяет, что при проектном количестве промежуточных остановок (их 30) невозможно проехать 20 км за 50 минут (а собственно на движение с учетом стоянок остается 35 минут), то есть выдержать заявленную скорость 24 км/ч.

Горожанин детально рассматривает каждый участок пути и подсчитывает, что протяженность участков с ограничением скорости не более 15 км/ч составляет 2 900 м (на них требуется 11,6 мин), не более 20 км/ч – 400 м (преодолеваются за 1,2 мин), не более 25 км/ч – 1 900 м (за 4,5 мин), не более 40 км/ч – 1 500 м (2,2 мин). Общая протяженность участков со всеми ограничениями – 6 700 м, а без ограничений — 13 300 м и их надо пройти за 15,4 мин со средней скоростью 51,8 км/ч. Но большинство участков без ограничений настолько малы, что не дают возможности развить максимальную скорость 80 км/ч.

«Отсюда очевиден вывод о том, что средняя скорость не менее 51,7913 км/ч на всех участках без ограничений (13 300 м) недостижима при данном количестве промежуточных остановок, и, соответственно, также недостижима требуемая в техническом задании маршрутная скорость 24 км/ч»
, - подсчитал участник обсуждений. Он настаивает на кардинальном удлинении перегонов и отмене каждой третьей остановки.

Алексею Барцеву довольно сухо ответили о том, что средняя эффективная скорость тщательно рассчитана и "с учетом моделирования движения по плану, профилю и прогнозному пиковому пассажиропотоку на десятилетнюю перспективу" она составила 25,2 км/ч. А что касается месторасположения остановок, то оно "принято на основании требований действующих нормативных документов, анализа существующих и перспективных пассажиропотоков, сложившейся улично-дорожной сети".

Свой перечень остановок (даже два списка на выбор) предложил Роман Иванов. В одном случае этот участник обсуждений отказался от остановок "5-я Дачная", "Детский дом", "По требованию", "Торговый центр", "Саперная", "Вишневая", "Губернский рынок", "Рахова". В другом "Саперную" заменял "Юридический институт".

Администрация согласилась с предложением только в части трех остановок - у детского дома, по требованию и у Губернского рынка, что, впрочем, и так предусматривал проект.

Свои замечания участники обсуждения высказались и по поводу переноса остановочных пунктов. Так, в отзывах прозвучало, что перенос остановки "пл. Ленина" (в сторону 6-й Дачной), "Губернский рынок" (на пути из центра города) заставит пассажиров идти пешком значительное расстояние, а новое расположение остановки "Ул. Вавилова" (путь в центр) так и вовсе будет создавать помехи трамваям маршрутов № 9 и 10. На повороте с ул. Вавилова на Астраханскую им надо будет стоять в кривой рядом с пересечением с троллейбусными проводами и риском застрять на обесточенном участке, перекрывая при этом пешеходный переход. Двухвагонный или сочлененный трамвай в этом случае перекроет движение вообще всем другим участникам движения вместе с пешеходами.

Куда деть кольцо

Еще один важный акцент был сделан на протяженности маршрута будущего скоростного трамвая. На эту тему в том числе высказывался Алексей Барцев. Решение о том, чтобы закольцевать маршрут у Детского парка, говорил он, уменьшит пассажиропоток (многие выбирают "тройку" для того, чтобы добраться с 6-й Дачной в центр города) и вызовет недовольство населения. По его мнению, ситуацию не спасет даже бесплатный проезд пассажиров от Мирного переулка до Детского парка на трамваях маршрутов № 9, 10 и 11.

"Время на их ожидание, посадку/высадку как минимум, будет равно времени "ускорения" нового маршрута № 3, а неудобство вышеперечисленных действий (особенно для пассажиров с детьми, багажом, инвалидов и пенсионеров) уже невозможно ничем компенсировать", - говорится в отзыве.

Эксперт считает целесообразным сохранить движение по 3-му маршруту до Мирного переулка, но от разворотного кольца у Детского парка предлагает не отказываться и использовать его для "оперативного разворота трамваев при задержках движения".

Удивительно, что одна из участниц обсуждения — Людмила Денисова, выступила в пользу сокращения маршрута до Детского парка. Она написала: "Для реализации скоростного трамвая не вижу смысла делать круг по пути Детский парк - Советская - Мирный переулок - Вавилова. На данном участке 9 перекрестков. Скорости не будет. Улицы недостаточно широкие, чтобы делать выделенную полосу. Даже сейчас троллейбусы останавливаются близко к тротуару, чтобы пропустить трамвай, зимой - тем более все сложно".

В этом же отзыве она предлагает пустить по этому кругу электробус с проездом за "3 копейки" или заложить стоимость проезда в цену трамвайного билета.

"Данное предложение по пуску электробуса по кругу Детский парк - Советская — Мирный переулок - Вавилова высказывал в этом году и мэр города М. Исаев. Поддерживаю его в этом. Данное решение также было бы правильным при планировании дальнейшей программы проведения линии скоростного трамвая для маршрутов № 11, 9 и 10. Логично, если маршруты будут продолжением друг друга. Предлагаю смотреть на перспективу и не делать лишних денежных вложений и загромождений на дорогах без того узких улиц", - указывает Денисова.

Денис Жабкин объяснил, что именно полноценная "тройка" являлась оптимальной основой для проекта. "Этим маршрутом пользуются чуть ли не половина всех пассажиров городского электротранспорта. И на него могли бы пересесть те, кто сейчас пользуется автобусами, из-за более высокой скорости движения и удобных часов работы — новые трамваи не уедут ранним вечером в депо. Поэтому этот маршрут мог бы показать нам экономику. Он, может быть, позволил бы заработать деньги для того, чтобы строить вторую очередь по 11 маршруту, который ходит в поселок Солнечный", - предположил блогер.

Идеи для решения проблемы тесного кольца в Мирном переулке, которые возникали в предыдущие годы, казались более разумными и куда менее радикальными, отмечает Жабкин. Но все в основном крутилось вокруг улиц Советской и Вавилова, предлагалось одну из них разгрузить для трамвайного движения (сделать пешеходно-трамвайной или только для общественного транспорта) и построить трамвайное кольцо на площади Кирова. Это исключило бы пересечение общественного транспорта с личным.

О необходимости работать на перспективу сказал "СарБК" и председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Но он убежден, что она заключается, наоборот, в максимальном разветвлении и увеличении продолжительности маршрутов скоростного трамвая.

Комиссия по вопросам землепользования и застройки рекомендовала этот проект планировки с урезанным маршрутом утвердить.

Фотобанк СарБК

Скорость на бумаге

Сумма вложений в проекте планировки территории скоростного трамвая не называется. Она будет примерно известна после подготовки проектно-сметной документации на саму линию. Но уже сейчас можно сказать, что на весь комплекс мероприятий могут быть затрачены миллиарды рублей.

Эксперт Кирилл Янков просит быть осторожнее в терминами. Во-первых, между метрополитеном и легкорельсовым транспортом (он же скоростной трамвай) нет четкой грани. Условно, первый полностью обособлен от дорожного движения, а второй может иметь пересечения с пешеходными и транспортными потоками на одном уровне и разные виды линий — наземные, подземные, эстакадные. Идеальных примеров скоростного трамвая в России нет, констатирует Янков. Условно скоростной можно считать линию трамвая в Усть-Илимске Иркутской области (часть пути проходит по тайге, поэтому и скорость на этом участке достигает 60-70 км в час).

Знаменитый волгоградский трамвай (построен в советские годы) с подземным участком, который принято называть скоростным, тоже является таковым лишь отчасти. Такой громкий титул, по словам специалиста, присваивается только тогда, когда маршрутная скорость транспорта достигает 30-40 км в час. К тому же, собеседник "СарБК" назвал существенный недостаток волгоградского опыта.

"Если в час-пик прокатиться по определенному участку в Волгограде, то можно увидеть свободные места. А в маршрутных такси, которые едут в этом же направлении и в это же время, все места заполнены. Почему? Потому что маршрутка из центра везет их прямо к дому, а трамвай ходит по одной линии. То есть, с одной стороны, хорошо, что он обособлен в центре города и проходит под землей, а с другой, он не использует такое преимущество трамвая перед метро, как возможность маршрутности. Правильная система такого скоростного трамвая — это все-таки не один маршрут, как линия метро, которая чаще всего не разветвляется, а 2-3 маршрута при переходе на наземный участок в разные концы города по разным направлениям. И если подземный участок будет построен в Саратове, то необходимо добиваться максимального его использования. Хорошо бы, чтобы скоростной трамвай ходил и в соседний Энгельс через Волгу".

Эксперт привел идеальный пример подобного скоростного трамвая в Германии между Кельном и Бонном.

А местных экспертов, в свою очередь, расстраивает не столько отсутствие широкой маршрутной сетки и не "зарытый" потенциал подземного участка, а его отсутствие в существующих уже проектах. Как впрочем, и отсутствие эстакад и других комплексных и эффективных решений, которые бы превратили 3-й маршрут в линию нового формата, прибавили бы привлекательности электротранспорту и повлияли бы на общую транспортную ситуацию.

Денис Жабкин опасается, что результат проекта так называемого скоростного трамвая лишь повторит достижение 70-х годов (итог масштабной реконструкции маршрута). То есть, на выходе мы получим ту же скорость, что была набрана в прошлом веке. Но если тогда для того, чтобы разогнать трамвай, в ход пошли все самые современные на тот момент технологии, то сегодня, судя по всему, обойдется без прорыва. По мнению блогера, речь идет только о том, чтобы привести состояние путей, контактной сети и подвижного состава к действующим стандартам.

"В 70-е годы для того, чтобы ускорить движение, трамвайные линии обособили — перенесли их в сторону заводов, построили два моста — на Стрелке и в районе 3-й Дачной. Уменьшили число пересечений, сократили остановки, заменили подушку, шпалы. Если сравнить ту реконструкцию с нынешними планами, отраженными в проекте планировки, то мы увидим, что ничего нового строить не будут. Будет обновлено то, что есть. При этом ранее обсуждалось строительство эстакад и подземных участков там, где пересечение скоростного трамвая с транспортными потоками неизбежно — на Технической улице, в районе Сенного рынка", - говорит краевед.

Кирилл Янков соглашается с саратовским экспертом и заявляет, что если проект строительства скоростного трамвая исключает создание эстакад и тоннелей, то скоростным он останется только на бумаге:

«Саратов — это плотно застроенный город, поэтому отмена нескольких остановок не сильно увеличит скорость»
.

По мнению Янкова, дополнительными мерами по наращиванию скорости при отсутствии эстакад и подземных переходов могут стать установка систем блокировки на пересечении с другим транспортом и специальные светофоры там, где линия пересекает пешеходные потоки.

Естественно, для высокой скорости движения нужны качественные и грамотно уложенные рельсы, хорошая контактная подвеска, новые вагоны. По словам экспертов, в России производят весьма конкурентоспособные трамвайные вагоны и рельсовые конструкции. Правда, Кирилл Янков замечает, что приличных затрат стоит и процесс укладки рельсов, поэтому хорошие трамвайные линии в стране — большая редкость. В пример эксперт привел Москву, неплохие рельсовые пути, по его оценке, в Ижевске и Самаре. Возможности приобрести и уложить качественные пути и пустить современные вагоны в стране есть. Но будут они использованы или на это уже не хватит денег? 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-10-10/7338.html