ФОКУС ГОРОДА 10:32, 04.12.2019

"Буря" креативом сцену кроет. В ТЮЗе показали Шекспира с грузинами и цирком

Произведение начинается собственно с бури, которую устроил законный герцог Милана Просперо (Алексей Ротачков), чтобы отомстить предателям, брату Антонио (Руслан Дивлятшин) и королю Неаполя Алонзо (Алексей Карабанов). Когда-то герцога свергли с престола, посадили на ветхий корабль вместе с дочерью Мирандой (Вера Яксанова) и отправили в открытое море на верную смерть. Если бы не тайная помощь вельможи Гонзало (Артем Кузин), то Просперо с Мирандой, скорее всего, не было бы в живых. Но их прибило к затерянному острову, полному тайн и загадок. Благодаря книгам герцог обучился волшебству и с помощью бесплотного духа Ариэль (Ирина Протасова, Анастасия Бескровная, Ольга Лисенко, Эльвира Иртуганова) как раз и сотворил бурю. Ариэль в долгу у Просперо, когда-то он спас его от колдуньи Сикораксы. Сын колдуньи, дикарь Калибан (Евгений Сафонов), у герцога ходит в чернорабочих и мечтает уничтожить его.

Корабль Антонио и Алонзо погиб, но сами они выжили. Выжил и сын Алонзо принц Фердинанд (Алексей Анисимов). Он долго бродил по острову Просперо, пока не встретил Миранду. Молодые люди влюбляются друг в друга. Но герцог не верит в искренность чувств принца и подвергает его всяческим испытаниям. Просперо мечтает, чтобы его фамилии вернули трон, и дочь стала бы законной правительницей Милана. Но отомстить предателям он, кажется, мечтает еще больше, и это низкое чувство чуть было не губит все благие намерения.

Специалисты считают эту пьесу фактически прародительницей жанра фэнтези. А где фэнтези, там и максимальное количество спецэффектов, и не важно, о кино речь или о театре. Идти на "Бурю" стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть, что такое современная театральная сцена. Драма и оперный могут только позавидовать оснащенности Большой сцены ТЮЗа – их добротные, но старые площадки при всем желании не в состоянии воплотить в жизнь все задумки режиссеров.

Цирковые воздушные трюки, голографические картинки, сразу несколько люков под сценой, куда исчезали и откуда появлялись актеры, звуковые эффекты, интересные световые решения, костюмы, словно из клипов Леди Гаги, танцы … Порой было непонятно, смотришь ты новый "Аватар" или в Саратов ненароком заехала со своим шоу мировая поп-звезда.

Выглядело все это, конечно, очень эффектно, и наверняка зацепит целевую аудиторию 12+, но за внешним лоском потерялась шекспировская драматургия. Сложно следить за историей, когда мозг все время занят перевариванием предыдущей яркой картинки, особенно если не знаешь, о чем сама пьеса. Вопросы вызывают и некоторые моменты постановки. Так в одной из сцен дворецкий Стефано (Михаил Селиванов) и шут Тринкуло (Артем Яксанов) оказываются один на один с огромной бочкой вина, а из нее вдруг неожиданно выскакивает … грузин. Да-да, мужчина при папахе и с неизменными национальными напевами. Логика, наверное, была такая: бочка-вино-Грузия. Но как в эту концепцию вписывается Шекспир, непонятно. Текст "Бури" специально для детских театров адаптировала переводчик Татьяна Тульчинская. То ли она так скреативила, то ли похулиганить решила московский постановщик Наталья Шумилкина. Но стоит отдать ей должное, есть в премьере и режиссерские находки. Например, Ариэль, которого играют, как мужчины, так и женщины, на этот раз доверили сыграть сразу четырем актрисам. Они забавно ссорятся и мирятся между собой, живут в мире веселой волшебной суматохи.

Игра актеров вообще никаких вопросов не вызывает. Алексея Ротачкова узнаешь только по голосу, потому что внешне его Просперо уж очень поход на другого актера ТЮЗа Владимира Конева. Как и положено седовласому кудесницу, он неспешен в движениях и аккуратен в эмоциях. Миранда из Веры Яксановой получилась похожей на Лару Крофт: такая же дерзкая и фигуристая красотка.

Убедителен в роли ее возлюбленного Фердинанда и Алексей Анисимов, хотя он еще только студент театрального института курса Игоря Баголея. Впрочем, те, кто видел дипломные спектакли баголеевцев, могли убедиться, что он один из самых заметных воспитанников мастера. Анисимов помимо еще ученических, но все же уже вполне достойных профессиональных навыков обладает и модной по нынешним временам внешностью. Высокий, худой, забавно-смущенный парень – практически Эдди Редмейн саратовского разлива. Оказывается, роль принца предлагали сыграть Евгению Сафонову, но он сам выбрал Калибана. Этот то ли человек, то ли чудище передвигается часто на четвереньках, кричит страшным голосом, строит козни. Остальные герои кличут его не иначе как уродом.

Такая роль - настоящий вызов для любого актера. Но Сафонов справился с ней блестяще, ведь он играл похожего с точки зрения физических недостатков персонажа в спектакле "Калека с острова Инишмаан". Странное дело, Калибан  - персонаж однозначно отрицательный и неприятный, а играют его так, что оторваться просто невозможно.

"Буря" - это яркий спектакль о любви, мести и прощении. Не стоит ждать от него каких-то откровений, но порадовать глаз и скрасить вечер он вполне в состоянии.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-12-04/7401.html