ФОКУС ГОРОДА 16:08, 24.12.2019

Аристократ пролетарского происхождения. Как Евгений Миронов победил комплексы и не стал заложником одного образа

Фирменный автограф от папы

Евгений Миронов родился 29 ноября 1966 года в Саратове, но детство провел в военном городке Татищево-5, который позже переименовали в Светлый. Отец актера всю жизнь проработал водителем, мать сначала была продавцом, а затем делала на заводе елочные украшения. Напрямую родители будущей звезды не имели отношения к искусству, но занимались самодеятельностью, пели, при первой возможности вырывались в Саратов, чтобы сходить в театр.

Миронов был тихим, прилежным мальчиком. В драках не участвовал, учился хорошо, с уроков не сбегал. Все свое свободное время они вместе с сестрой Оксаной посвящали кукольным представлениям. Сами шили кукол, придумывали сюжет, репетировали, а потом собирали на спектакль друзей со всего двора. Оксана Миронова в последствии так же связала свою жизнь с искусством. Она закончила саратовское хореографическое училище и академию русского балета имени Вагановой. Сейчас она владеет собственной студией балета для детей в Москве.

Помимо занятий в драмкружке, Миронов ходил в танцевальный ансамбль и закончил музыкальную школу по классу аккордеона. Он мечтал играть на фортепиано, но мама решила, что в маленьком городке пианисту заработать будет трудно, а вот хороший аккордеонист на праздниках всегда нарасхват.

После окончания восьми классов школы 14-летний Евгений Миронов уехал в Саратов и поступил в театральное училище на курс народной артистки СССР Валентины Ермаковой. "Тогда я о профессии мало что знал, маленький был, - признавался позже он. - Артисты в тот момент были популярнее политиков, им верили, и мне хотелось быть таким же. Особенно хотелось автографы давать. Я даже специально придумывал себе автограф, сидел дома и тренировался. Мне еще и папа помогал. Он такую красивую подпись придумал, что я ей до сих пор пользуюсь".

Миронова с дипломом на руках брали в саратовский ТЮЗ, но он решил поехать в Москву. Признавался, что шок от переезда в столицу был сильнее, чем впечатления от выезда за границу позже. Юный артист мало где побывал, а потому даже огромные буквы "М-О-С-К-В-А" на вокзале поразили его.

В Москву Миронов приехал не просто так, а с конкретной целью стать учеником Олега Табакова. Логика простая: он тоже актер и тоже саратовец, ну почему бы и не напроситься. И ничего, что табаковские студенты уже учатся на втором курсе в Школе-студии МХАТ. Этот шаг кажется черезчур смелым, даже наглым для скромного и застенчивого молодого человека, но такой напор оказался оправданным. Миронов подкараулил Табакова на выходе из театра и сходу заявил, что приехал из Саратова и хочет у него учиться. Знаменитый артист опешил, но не отказал Миронову. Через несколько дней он вместе с еще одним педагогом курса Авангардом Леонтьевым устроили просмотр. Талантами юного саратовского актера они поражены не были, однако все же зачислили его на второй курс с испытательным сроком. Мастера поставили условие: если по его прошествии Миронов вырастет в мастерстве, его оставляют, если нет, он уезжает обратно в Саратов.

Вспоминая Табакова, его ученик говорит, что удивить Олега Павловича было сложно, потому что способной молодежи было полно вокруг него. Но с другой стороны, Табаков видел в человеке за секунды что-то такое, что его цепляло, с чем он готов был работать. Есть версия, что Олег Табаков так легко принял на учебу Евгения Миронова, потому что он очень напоминал мэтру самого себя в юности. Так или иначе, но проще от этого студенту Миронову не стало.

После зачисления Евгений Витальевич испытал ощущение "глупого счастья". Артист был страшно закомлексован и не придумал ничего лучше, кроме как прогуливать занятия. Но продолжалось это не так долго. Вскоре он понял, что скоро может оказаться не в столичном театре, а в саратовском ТЮЗе или вообще останется без профессии.

"Мои способности проявились в первые месяцы учебы, но легко не было, - рассказывает об этом времени Евгений Миронов в книге Вячеслава Дьяконова "Театральная провинция - столицам". - У Табакова есть особенность – он выбрасывает человека в мир голым. Плыви, если не хочешь утонуть. Есть доля жестокости, но этого требует профессия.
Я никогда не был звездой на курсе ни в Саратове, ни в Москве. И в театр к Табакову я пришел не на белом коне. Учился работать сам, выстраивать роль, выплывать. До сих пор бывают моменты, когда я не понимаю задумку режиссера. В такие моменты я останавливаю репетицию и спрашиваю. Неловко? А мне по барабану. Потому что играть мне, а не кому-то другому".

Фото tele.ru

Все годы учебы в Школе-студии МХАТ Евгений Миронов прожил в общежитии в одной комнате с Владимиром Машковым. Подселение произошло по воле Олега Табакова. По задумке главный хулиган и герой-любовник курса Машков должен был растормошить вечно смущенного и зажатого Миронова. Это общажное студенческое соседство позже переросло в настоящую взрослую дружбу и чуть ли не самый мощный актерский тандем в российском кино - Миронов и Машков снялись вместе в семи фильмах ("Зверь ликующий", "Делай раз", "Лимита", "Мама", "Идиот", "Охота на пиранью", "Пепел").

Звездой курса как раз и был Владимир Машков. Ему практически всегда доставались все главные роли. Миронов же отличился в главной роли дипломного спектакля еще в Саратове. В "Пролетая над гнездом кукушки" ему никак не давалась сцена истерики, и вдруг в какой-то момент он сыграл ее так, что чуть не потерял сознание. Запутался в сетке, поцарапал сильно лицо, травмировал нос. Однокурсницы расплакались, переживая за друга, и за ним закрепилось прозвище "король истерик". Впрочем, сам Миронов понял, что впадать в такое состояние на сцене опасно и крайне непрофессионально, и больше не экспериментировал.

Да несчастье помогло

В 1990-м Миронов был принят в Московский театр-студию под руководством Олега Табакова. "Зажечь" в "Табакерке" в первые годы никак не удавалось. Евгений Витальевич играл одну единственную роль, квартального в постановке "Ревизор". Не известно, каким образом, развивалась бы его карьера дальше, если бы не болезнь. В начале у Миронова обнаружили язву желудка, а затем гепатит. На помощь пришел опять Олег Табаков. Он понял, что вылечиться быстро актер сможет только под присмотром родных, и перевез в Москву его родителей. Отец и мать Миронова получили место в общежитии и даже работу в "Табакерке", хотя столичной прописки у них не было.

Актер быстро поправился. То ли к тому моменту его мастерство как раз заметно выросло, то ли чувство благодарности к Табакову положительно сказалось, но после выздоровления будущий народный артист России стал играть все лучше и лучше. Вскоре он получил, наконец, первую главную роль в театре. В спектакле "Прищучил" он выходил на сцену, еще едва держась на ногах, но ни у кого уже не возникало сомнений, что эту роль в постановке должен играть именно он.

Дальше – больше. Театральная биография развивалась по нарастающей, и Миронову все чаще доверяли главные роли. В 1993-м Владимир Машков и Евгений Миронов создали на сцене "Табакерки»" удивительный спектакль "Страсти по Бумбарашу". Зрители и критика приняли театральный вариант неоконченной повести Аркадия Гайдара на ура. Миронов сыграл эту постановку несколько сотен раз, в репертуаре театра она прожила 18 лет.

Больше 30 работ в театрах и театральных проектах, три "Золотых маски", семь "Хрустальных Турандот" и огромное количество других премий – таков итог тридцатилетней театральной "вахты" Евгения Миронова. Он стал признанной звездой не только российской, но и мировой сцены. На новый уровень он вышел после сотрудничества со знаменитым немецким режиссером Питером Штайном. В рамках международной конфедерации театральных союзов Миронов сыграл в двух спектаклях Штайна - "Орестее" в 1994 году и "Гамлете" в 1997-м.

"Многие не поняли, когда Штайн отобрал меня на роль Ореста, - поделился однажды театральной кухней Евгений Миронов. - Говорили, что у нас ничего не получится, что он будет мучиться. Потом посмотрели на игру, заметили перемены – да, Орест повзрослел. А на "Гамлете" я все время издевался над Штайном. Он любил показывать западную актерскую технику, например, как нужно падать. Штайн показывал это блестяще, абсолютно гениально. Мы репетировали тогда в театре армии и он скатывался вниз, с верней ступеньки в зале до самого низа. Катился, переворачивался, ударялся головой. Вставал и спрашивал "Понятно?". Мы хором говорили "Нет!", и он в свои 60 лет взлетал снова наверх, начинал падать и показывать. Великолепный режиссер с шилом в одном месте".

В 2006-м Миронов основал свою театральную компанию. В том же году ему доверили руководство государственным театром наций. Здесь он сыграл в нашумевшем спектакле "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса, получив за блестящую работу и "Хрустальную Турандот", и "Золотую маску".

Разрушитель стереотипов

В отличие от театра, в кино у Миронова с самого начала все складывалось успешно. Еще на 3-м курсе он снялся в картине Александра Кайдановского "Жена керосинщика". Вслед за этим последовали еще три довольно известных картины - "Перед рассветом", "Делай раз" и "Затерянный в Сибири". Сумасшедшей популярности эти работы не принесли, но актера заметили известные режиссеры. Знаменитым Евгений Миронов проснулся после выхода фильма Валерия Тодоровского "Любовь". За нее он получил приз за лучшую мужскую роль на "Кинотавре". "Анкор, еще анкор!" и "Лимита" окончательно утвердили саратовца в статусе новой кинозвезды.

На многие годы за Мироновым мог бы закрепиться образ простого и хорошего парня, но он все перевернул, сыграв у Владимира Хотиненко в "Мусульманине". Эта роль долгое время считалась лучшей в фильмографии актера. Пронзительную драму о Коле Иванове, который вырвался из афганского плена и вернулся в родное село совершенно другим человеком, страна посмотрела в 1995 году. После этой картины даже для ярых скептиков стало очевидно, что Миронов уже никогда не будет заложником одного амплуа.

Евгений Витальевич признается, что ему всегда везло с критикой. Она была благосклонна, об успехах писала, а очевидные неудачи вроде бы и не замечала: "Пока я не пропускаю роли, подходящие мне по возрасту. Еще год и не сыграл бы Хлестакова в кино ("Ревизор" Сергея Газарова, 1996 год – Авт.). В театре сыграл бы, но для кино история с возрастом важна. Иначе пропала бы моя инфантильность, непосредственность. Поэтому когда меня спрашивают, что важно для актера, я отвечаю, что помимо таланта, это везение, стечение обстоятельств, интуиция".

Потом были "Утомленные солнцем", "Дневник его жены", "В августе 44-го", "Превращение". Удивительно, но провальных фильмов у Миронова нет. Перечисляя картины из его фильмографии ловишь себя на мысли, что выбираешь лучших среди лучших. Одним из таких стала экранизация романа Федора Достоеского "Идиот". Истинного аристократа Миронов сыграл так, словно он сам истинно благородных кровей, а вовсе не пролетарского происхождения. Образ князя Мышкина он воссоздал удивительно художественно, точно и необыкновенно скрупулезно. Казалось, он словно живописец, выписывает мельчайшие детали портрета своего героя, не останавливаясь ни на миг. Именно после "Идиота" Миронова начали называть гениальным и великим актером.

Через несколько лет новый лихой поворот, и вот Евгений Миронов играет в боевике "Охота на пиранью". Миронов там настоящий злодей, жестокий и беспощадный. От ранимого князя Мышкина не осталось и следа.

2010-е подарили публике еще с десяток лент с участием народного артиста России. Самые заметные из них "Достоевский", "Пепел", "Вычислитель", "Время первых", "Матильда". В следующем году готовится к выходу в прокат фантастический фильм о галактической войне и космоболе "Вратарь галактики" с Евгением Мироновым в одной из главных ролей.

"Я не могу быть пластилином"

Знаменитого артиста не увидишь в популярных ситкомах, однодневных комедиях и бесконечной рекламе. Когда-то ему предлагали участие во всем этом, а сейчас даже не пытаются. Знают, что точно откажет.

"Да, я много отказываю, - соглашается Евгений Миронов. - Но если уж соглашаюсь, то иду до конца. Не могу быть пластилином, и лепите из меня, что хотите. Я должен быть соавтором роли. Когда дело доходит до конфликта, разворачиваюсь и ухожу. Беру паузу, но соглашаться с халтурой не собираюсь. Мои комплексы и недостатки мне очень помогали. Я сделал их достоинствами. Я такой, какой есть. Ломать себя глупо, надо к себе прислушиваться. Я изучаю себя до сих пор, ведь работать могу только собой, больше нечем. Без уважения к самому себе нельзя, именно это даже ощущение внутреннего стержня".

В авторской программе у Владимира Познера на вопрос, если бы надо было выбрать кино или театр, что бы вы выбрали, Миронов однозначно ответил, театр: "Театр – это такая живая субстанция, непредсказуемая. От меня часто мало что зависит, возникает чудо само по себе. Этого жду и я, и зрители, это может случиться на каждом спектакле, а может и не случиться. Знаю, что Иннокентий Смоктуновский себя не насиловал. Если не происходило какого-то включения перед спектаклем, то он играл, как играется. Святослав Рихтер вообще отменял концерты за полчаса до начала, когда не чувствовал вдохновения. Но мне как-то мама сказала, что раз люди заплатили, пришли, то надо работать. Шутка, конечно. Даже если я прикинусь, на сцене будет видно, что свободы внутри нет. Приходится настраивать себя, рану какую-то ковырять каждый раз".

Евгений Миронов привозил в родной Саратов все свои знаменитые спектакли. Два года назад он приезжал, чтобы представить фильм "Время первых". Несколько раз Миронов и его друзья актеры проводили в нашем городе благотворительные концерты в помощь ветеранам местной сцены. В 2020-м планируется открытие саратовского предуниверсария, где Миронов согласился вести мастер-классы. Одним словом, поводов для встреч будет наверняка много, тем более, что звезда всегда с таким удовольствием возвращается на малую Родину.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-12-24/7425.html