ФОКУС ГОРОДА 13:35, 10.01.2020

"Вторжение". Заметки киномана

"Притяжение" 2017 года Федора Бондарчука было, мягко говоря, не без недостатков. Но на фоне остальной отечественной кинопродукции выгодно выделялось. Сиквел был неизбежен.

Бондарчук, в отличие от многих отечественных творцов, не считает, что все знают его фильмы наизусть. Поэтому в начале "Вторжения" есть краткий пересказ первого фильма. К сожалению, понять его можно, только если вы видели этот самый первый фильм.

А дальше проходит два года. Главная героиня (Ирина Старшенбаум, “Т-34”, “Лето”) теперь учится в вузе и страдает, потому что ее везде сопровождают военные. Она же была в контакте с инопланетным существом! Ученые все еще продолжают разбираться, что с ней случилось. Они б над ней с удовольствием ставили жуткие опыты, им только папа-теперь-уже-генерал-по-всякому-внеземному мешает (Олег Меньшиков, “Статский советник”, "Сибирский цирюльник"). Но ученые настроены сломать девушке психику любой ценой и без предупреждения сталкивают ее с отверженным любовником из прошлой части (Александр Петров, сериал “Полицейский с Рублевки”, “Т-34”).

Фото: Cliphaihuoc.net



Оказывается, он жив! Только у него инсульт случился, и теперь он гораздо меньше орет. Инопланетный герой-любовник (Риналь Мухаметов, "Временные трудности") тоже жив. Он хочет увезти девушку за сто морей, 18 ей уже. А еще до его космического корабля добралась одна там нейросеть и решила, что главную героиню надо убить, чтоб не мучилась. Угадайте, кого теперь весь фильм будут спасать два ухажера и папочка?

Для "Вторжения" снова нашли хорошего оператора. И спецэффекты не вызывают испанский стыд. Монтажные косяки подчистили лучше, чем в прошлый раз. Хотя, возможно, надо просто приглядеться.

Фото: Gazeta.ru



А вот на приличную режиссерскую работу Федора Бондарчука уже не хватило. Он решил удариться в масштабные сцены разрушений а-ля Роланд Эммерих и "Послезавтра" с "2012". Разрушение Москвы водой выглядит неплохо. (Что у наших режиссеров за фетиш до Москва-сити? Они его везде что ли готовы вставлять?) Но финал из-за водных процедур так затянут, что с криками героини "Убейте меня, и тогда всё кончится!" и спорить не хочется.

Прошлый фильм не потрясал глубиной персонажей. Здесь тоже никто не будет рассусоливать всякие прелестные мелочи, вроде их мотиваций. Вам даже не объяснят толком, чем героиня так не угодила нейросети, и как она угрожает Земле. Любовный треугольник выглядит ещё слабее. Ярких новых героев не появилось, только бледные. А гопник от Петрова стал тихим. В итоге, подобие человеческих отношений есть только между отцом и дочерью. Олег Меньшиков в принципе тащит на себе пол-картины. Ему выделили больше экранного времени, и он знает, что с ним делать.

Самое грустное, что философскую составляющую в виде призыва "Ребята, давайте жить дружно" сиквел потерял. "Притяжение" всячески намекало, что ксенофобия — это плохо, а "другой" не значит "враг".

Фото: Photos.rg.ru



"Вторжение" неплохо попадает в страхи людей на тему технологий deep fake. Это когда искусственный интеллект накладывает голос и внешность одного человека на другого и заставляет поверить, что кто-то сделал и сказал то, чего они не делали и не говорили. Но какой из этого вывод? Не верьте цифровым технологиям, верьте газетам? Хотя в самом фильме они ничего не меняют. Что это было? Эпизод сериала "Черное зеркало" для русских? Первый фильм призывал не бояться и думать головой, а второй показывает, что бояться надо, потому что головой думать никто не умеет. Еще бы митинг за суверенный Интернет в кадре устроили.

"Вторжение" — красивая банка с гулкой пустотой внутри. С технической точки зрения всё достойно. Но на сценаристов опять денег пожалели. Поэтому фильм затянутый и монотонный. В нём есть удачные моменты, но мало напряжения. Герои выживали и после худшего. Плюс якобы главную героиню все таскают за собой, как прицеп, и постоянно спасают.

Интересно, а какое "-жение" будет в названии третьей части? "Отторжение"? "Раздражение"? "Изнеможение"?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-01-10/7438.html