ФОКУС ГОРОДА 14:42, 17.01.2020

"Маяк". Заметки киномана

Конец XIX века. У берегов восточного побережья США стоит маяк. Его обслуживают старый смотритель (Уиллем Дефо, "Аквамен", "Ван Гог. На пороге вечности") и вновь прибывший молодой человек (Роберт Паттинсон, больше всего известный, как вампир Эдвард из "Сумерек"). Их отношения не задаются с самого начала. И это проблема, потому что больше на их клочке земли нет никого, кроме инфернальных чаек и эротических фантазий о русалках. Парень рассчитывает, что его вахта продлится всего месяц, и за ним приедут с большой земли. Но начинается сезон штормов, и кажется, что они со старым смотрителем проведут у маяка вечность.

Фото: vokrug.tv



Эту картину не стоит смотреть ради сюжета. Тут не так много всего происходит, и периодически трудно отделить фантазию героев от реальности. Просто расслабьтесь и погрузитесь в тягучую, плавно сводящую с ума атмосферу американской готики.

"Маяк" переносит вас в другое время и место всеми доступными способами: композицией кадра, шумом моря, возвышающимся над всем маяком (который, кстати, специально построили для фильма), криками чаек, туманным горном и соответствующим саундтреком. Шикарные диалоги с устаревшими словечками и морскими прибаутками основывали на романах Германа Мелвилла и Сары Орн Джуэтт.

Черно-белая картинка необычного почти квадратного формата старательно напоминает о раннем Хичкоке, немецких экспрессионистах и прочих фильмах 20-30-х годов. Это немного подделка под старину, но с натуралистичными деталями, вроде пуков и мастурбации.

acsta.net



В общем, режиссер Роберт Эггерс ("Ведьма"), краса и надежда американских ужасов, конечно, не первый, кто решил использовать черно-белую пленку для создания готической атмосферы. Но он делает это очень и очень эфективно.

Кроме того, он очень угадал с выбором актеров. Герой Уиллема Дефо - весь такой старый морской волк. Он постоянно вставляет в речь морские словечки, рассказывает байки о своей жизни, уважает суеверия и даже поет матросскую песню. Он придирчивый, вредный и заставляет паренька выполнять, казалось бы, бессмысленную работу. Но он знает, как выжить у маяка. Он верит, что скука превращает людей в злодеев. Но он не удосуживается это как следует объяснить.

А молодой человек, которого играет Паттинсон, не хочет подчиняться. Ему все приказы кажутся бессмысленными. Сначала он бунтует тихо, но время, одиночество и алкоголь расшатывают его психику и дисциплину все больше и больше.

Дефо явно наслаждается своей ролью. А Паттинсон не меньше Дэниэла Рэдклиффа сопротивляется своему самому известному образу. И если судить по “Маяку”, он делает это более успешно.

Фото: youtube.com



Картина смотрится хорошо и как история о настоящих смотрителях маяка в конце XIX века, и как притча. О чем она, можно решать самим. Хотите, будет про тьму внешнюю и внутреннюю, хотите про мужчин, работающих вахтами на краю света, хотите про одиночество, хотите про опасность скуки, хотите про конфликт поколений. Сюжет и отношения героев открыты для любых интерпретаций.

Правда, экспериментальный подход начинает слегка утомлять к середине фильма, потому что начинаются самоповторения. Но все-таки если сесть и смотреть “Маяк”, не отрываясь, он утянет вас под воду, как русалка - молодого героя.

"Маяк" словно сделан для киноманов и кинокритиков. Но если вы любите ужасы с готической атмосферой, его стоит посмотреть. Это точно будет незабываемо. И туманный горн будет звучать в ваших ушах еще неделю.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-01-17/7443.html