ФОКУС ГОРОДА 15:19, 23.01.2020

Разговоры в пользу бедных. Эксперты — о том, сможет ли власть сделать саратовцев богаче

Ольга Алимова, депутат Государственной Думы (КПРФ)

- Что называется, дожили... А чем до этого занималась исполнительная власть? Разве структуры, министерства не были заинтересованы в том, чтобы улучшить жизнь граждан и изменить жизнь не только по показателям на бумаге?

А этот орган будет отлавливать и кормить бедных? Анализировать ситуацию? Но у нас есть статуправление, Пенсионный фонд, службы соцзащиты, которые располагают сведениями о трудоустройстве и размерам зарплат. У них эти функции отберут или это будет параллельная структура, в которой будут пристроены небедные люди?

Может быть это новые веяния после послания президента. Ведь выяснилось, что у нас бедных 19, 20, 21 миллионов бедных, у всех разные данные, но при раздутом аппарате никто не несет за это ответственности. Этот орган уже может справки с цифрами приготовить на целый год и уже отчитываться. Безобразие, конечно...

Ольга Алимова, jpgazeta.ru

Что надо делать, по моему мнению? У нас самые бедные — многодетные семьи и рабочий человек. Первое — восстановить предприятия, дать рабочие места.

Второе — сделать глубокий анализ благосостояния многодетных семей и предусмотреть адресную помощь. Третье. Прекратить грабить народ посредством жилищно-коммунальных тарифов. Ведь их размер берут с потолка. Пока у нас будут такие высокие тарифы, никто и никогда не оплатит все коммунальные услуги и будут сумасшедшие долги, а люди будут брать кредиты и никогда из кабалы не выберутся.

Четвертое. Необходимо перераспределение бюджетных средств и введение прогрессивной шкалы налогообложения.

Вот по мелочи и наберется. Но вообще, должен меняться социально-экономический курс страны. При этом есть претензии и к местным властям. Вообще, регионов, которые хорошо живут в действующей системе, когда все средства стекаются в Москву, и она просто жирует, не много. Но регион региону рознь. Например, государство активно помогает республикам. Они предоставляют показатели о безработице и им вбрасываются денежные средства. А наш губернатор, наверное, стесняется сказать, что у нас массовый поток безработных, потому что это один из показателей его работы.

Кадровая политика. Мы своевременно не предоставляем заявки на участие в федеральных проектах, не можем защитить свой проект строительства того или иного объекта. И это зависит от кадров и их квалификации в том числе. Мы ждем, когда Вячеслав Викторович подключится, но это же не дело....

К тому же реализация идей, которые звучат в послании президента, сбрасываются на регионы. А мы уже не можем выполнять эти функции, залезаем в кредиты коммерческих банков и осиливаем только выплату процентов, а тело кредита вернуть уже не в состоянии.


Сергей Лисовский, экс-министр промышленности Саратовской области, председатель общественного совета при Министерстве промышленности и энергетики Саратовской области

- Я эту новость комментировать не хочу, все и так ясно. От очередного штаба или комиссии я не жду ничего хорошего. Но во главе этого координационного совета встал Александр Михайлович Стрелюхин, с которым мы много работали и которого я очень уважаю. Поэтому я надеюсь, что определенных результатов эта группа добьется.

Роман Репин, общественный деятель, предприниматель, член регионального Совета общероссийского объединения "Опора России"

- Я считаю, что создание координационного совета по борьбе с бедностью — очередная чиновничья профанация. Толку никакого не будет, зато они отчитаются за то, что исполнили свой долг, но сделать больше ничего нельзя. По моему глубокому убеждению, никакими комиссиями, комитетами и постоянно-действующими совещаниями эту проблему решить невозможно. Для этого существуют простые методы, пользоваться которыми, к сожалению, наша областная власть не хочет.

Роман Репин, delovoysaratov.ru

Что это за методы? Во-первых, надо дать людям возможность зарабатывать не боясь. У нас еще в 2015 году было около 46% нелегальной занятости. Эти цифры озвучивала Ольга Голодец, на тот момент заместитель председателя федерального правительства. Мы считали по Саратовской области и у нас получилось 45%. А сейчас, в связи с текущей экономической ситуацией, наверное, показатель частичной или полностью нелегальной занятости ушел далеко за 60%. Это люди, которые работают только на себя и постоянно ходят под страхом какие-то санкций. Я считаю, что этих людей необходимо легализовать. И это не только мое мнение, это позиция "Опоры России". Как минимум для того, чтобы легальные и легальные предприниматели работали в одном правовом поле. Потому что последние по определению проигрывают конкуренцию первым. Ведь те не платят налоги, не оформляют людей, не несут никаких обязательных платежей и тратят только по 5 тысяч на участкового.

При этом бремя легального предпринимателя все больше и все тяжелее — новые правила, новые требования, новые проверки. Да, обозначается некая линия на то, чтобы не кошмарить бизнес. Но заявления есть, в исполнения нет. Это как с органом по борьбе с бедностью. Орган есть, а борьбы нет.

Второй момент. У нас есть множество самозанятых людей: один человек — один бизнес. Они не оформлены никак. Получить с них налоги государству просто нереально. Но дайте им возможность легализоваться, хотя бы учитывайте этих людей. Если он нанимает сотрудников, пусть платить налоги, а если нет — дайте ему патент и пусть он работает легально. Не ловите его, не душите и не бейте палкой по голове.

Третий момент касается наемных работников. Уже лет 12-15 "Опора России" говорит о том, что необходимо снять бремя налогового агента с предпринимателя. В условиях обострившейся конкуренции все предприниматели ищут возможность сократить платежи, поэтому появляется частичная, серая нелегальная занятость. Но как только обязанность оплачивать налоги за работников исчезнет, когда работники сами начнут начислять и выплачивать за себя налоги, нелегальная занятость исчезнет сама собой. Предпринимателю будет выгодно показывать работников, для него это будет подтвержденные расходы. Не будет проблемы с обналичиваем денег. А для этого нужно перенести обязанность уплаты налогов на физических лиц. Так давно живут в западных странах, неужели наши люди с этим не справятся. И налоговая служба, я уверен, с возросшей нагрузкой справится. Вот мои рекомендации.

Aлександр Степанов, экс-министр экономики Саратовской области, член Общественной палаты, руководитель межкомиссионной группы по мониторингу социально-экономического развития области

 - Я считаю, что борьба с бедностью - это одна из больных тем Саратовской области. Мы, действительно, живем в одном из самых бедных регионов по доходам бюджета на душу населения, мы находимся среди территорий с самыми низкими доходами населения. Наверное, решение о концентрации сил именно на этой тематике, является обоснованным.

Александр Степанов, saroblnews.ru

Я хочу сказать о том, что проблему бедности и ее решение необходимо рассматривать комплексно, потому что это касается и бюджетной сферы, и бизнеса. И, наверное, какая-то координирующая структура, направленная на решение этой проблемы нужна в качестве временной меры. Я надеюсь, что она будет временная и мы в конце концов, поправим положение дел. Конечно, это будет не завтра и не через год и, наверное, даже не через два.

При этом, я считаю, что можно было и не ждать такого концентрированного внимания к этой теме со стороны президента и стоило создать в регионе такую структуру раньше. Но хотелось бы видеть эту структуру реально работающей, а не декоративной, как иногда у нас бывает.

К слову, если бы мне пришлось принимать решение в нынешней ситуации, я бы начал так же — я бы предпочел сесть, обсудить возможные меры со всем кругом лиц, имеющих собственный взгляд и способных влиять на ситуацию, изучить положение дел более конкретно, изучить опыт других регионов. Следует учитывать, что важнейшим фактором, влияющим на решение проблемы, является уровень и состояние экономического потенциала региона, ведь без роста экономики, развития малого бизнеса, без инвестиций, благосостояние населения улучшить невозможно. Надеяться только на субсидии и проекты в рамках бюджета, неправильно.

А почему мы такие бедные, вы знаете не хуже меня. Мы теряем пачками предприятия, а это наша экономика, бюджетные деньги, зарплата людей. И это упущения в работе не только нынешней администрации, прежние команды тоже постепенно теряли экономический потенциал.

Еще одна беда — отсутствие серьезной преемственности власти при смене администрации, аппаратов министерств и ведомств, муниципальных структур. То есть, у команды были наработки, но сменился состав министерства, правительства или муниципальной структуры, и все начали по новому изучать проблематику. Так происходит при любой трансформации. Вот сейчас на федеральном уровне серьезный обеспечен баланс между составом прежнего и нынешнего правительства. А у нас ведь как? Пришел новый глава и сменилось целиком все правительство, то же и в других властных структурах.

Вообще, тема квалификации государственных и муниципальных служащих — это важнейший вопрос для страны в целом и для Саратовской области в частности. Это не Сталин сказал, до него за тысячи лет было сказано о том, что кадры решают все. Не хочу расшифровывать подробнее - каждый в меру своей осведомленности или испорченности поймет, что я имею в виду.

 Михаил Волков, председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области, предприниматель.

- Борьба с бедностью - цель благая и очевидно, что она требует своего решения. Потому что бедность, действительно, существует, растет расслоение в обществе, число бедных, я не знаю точной статистики, но вероятно, растет. От этого в том числе страдает бизнес, потому что платежеспособность населения, после падения в 2015-2016-х годах, растет всего на 1-2% в год и не до достигла исходного уровня 2014-го года.

Михаил Волков, nversia.ru

Вторая часть этого балета заключается в вопросе о том, какими методами решать эту задачу. Конечно, методы эти лежат в области экономики, инвестиционной привлекательности, взаимодействия бизнеса и власти (я много раз озвучивал задачу налаживания диалога между бизнесом и властью), создания интересных государственно-частных партнерств.

Сегодня ситуация такова, что ни один из действующих государственных органов и, я боюсь, что и новый созданный орган, не сможет решить эту задачу. Потому что задача огромная и требует консолидированного решения на уровне министерств и ведомств, в том числе, через создание нормативной базы на федеральном и областном уровнях.

Но главная цель парадигмы заключается в изменении отношения к экономике. У нас в последнее время она находится на заднем плане после пламенных речей. В старом анекдоте говорится: "О чем бы джентльмены не говорили, они говорят о деньгах". Многим должностным лицам нужно переориентироваться на приоритет экономических решений, которые бы находились впереди любой политики и работали на повышение благосостояния всех людей, а не только бедных.

Рассуждать о том, что надо делать, можно долго. Но главное решение состоит в создании точек роста. Мы много можем говорить о малом, среднем бизнесе, но в настоящее время область категорически нуждается в крупных инвестиционных проектах, которые и будут является драйвером для остальных видов бизнеса. Я говорю о том, что происходило в Калуге с заведением туда крупного предприятия «Фольксваген», вокруг которого образовался кластер по машиностроению, по химическому производству, по электронике. Или в Казани, где строится ИТ-парк. Но для этого надо обеспечивать этот диалог власти и бизнеса.

Мы многократно говорили о том, что необходимо совершенно неформально проводить целый цикл встреч - не совещаний, и не только мозговых штурмов, а именно стратегических сессий для того, чтобы все эти точки роста перебрать и определить наиболее перспективные из них. Мы должны говорить не об отдельных бизнесах, а рассматривать область как отдельное предприятие, которое находится внутри конкуренции с другими регионами, со всем миром.

А пока мы все пытаемся решать все вопросы чисто административно, когда зарплату пытаются назначать сверху, когда делают некие предписания для бизнеса. Но так бизнес не работает нигде в мире. Деньги не имеют границ, они начинают перетекать. И это важное понимание для любых должностных лиц. Ведь люди все равно будут принимать те решения, которые целесообразны, а не те, которые назначены сверху.

Поэтому надо строить систему, в которой всем удобно и выгодно.

К слову, проблема бедности - это не только деньги. Вопрос в низкой квалификации специалистов. Мы и другие предприниматели пытались принять на работу главного инженера. Таких людей практически нет. У соискателя спрашивают: "Какая у вас профессия?". А он говорит: "Я готов выполнять любую работу". Это существеннейшая проблема. Но при этом в некоторых отраслях, например, в ИТ-секторе, в сельском хозяйстве, даже в электронике я знаю несколько предприятий, где работают высокие профессионалы. Кстати, тем людям, которые вполне конкурентны на мировом уровне, платят более 100 тысяч. Такая зарплата на предприятиях, которые имеют свои ноу-хау, патенты. Именно потому, что они находятся в условиях мировой конкуренции. И мы говорим о том, что в регионе должна измениться бюджетная политика с точки зрения стимулирования экспортного потенциала. Потому что именно это приводит к высоким зарплатам и, в том числе, к борьбе с бедностью.

Дмитрий Олейник, политолог

- Создание специального органа для решения конкретного вопроса, я считаю не целесообразным. Лучше заниматься решением задач в рамках полномочий министерств, ведомств. Я понимаю, когда происходит что-то экстренное, например, паводок. В этом случае можно сделать межведомственную паводковую комиссию, навалиться всем миром, решить вопрос общими усилиями. А вопрос преодоления бедности, это не тот вопрос, который можно решать принятием каких-то нескольких нормативных актов и или чего-то еще. Это требует системной работы.

Впрочем, у нас есть положительный опыт работы комиссии по обманутым дольщикам, когда они они уже несколько месяцев, а то и лет, я уже потерял счет, еженедельно собираются и действительно, достигают результатов в этом направлении. Если таким же образом они будут еженедельно смотреть насколько мы продвинулись в борьбе с бедностью, наверное, это не плохо.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-01-23/7448.html