ФОКУС ГОРОДА 11:54, 31.01.2020

Про "дураков" и "ихних младенцев". В ТЮЗе – спектакль по пьесе Андрея Платонова, пролежавшей в столе почти 80 лет

Пьеса и не могла быть издана в советские годы. Автора тут же обвинили в отсутствии художественной правды. Дескать, какие такие дураки, да еще на периферии. Провинция, наоборот, кузница кадров и родина пролетариата. Критики и культурные боссы требовали невозможного – Платонов никогда не писал в жанре реализма. Вот и в "Дураках" он с фирменным гротеском и фарсом разыгрывает сцену из жизни маленького уездного города Переучетска.

В семье счетовода Башмакова (Степан Лябипов) должен родиться ребенок. Мужчина совсем не рад этому событию. У него уже есть дети от предыдущих браков, алименты он платит исправно, но живет бедно и прокормить еще одного отпрыска не сможет. Просто так жену Марию Ивановну (Екатерина Кишева) отправить на аборт нельзя. Этот вопрос должна решить специальная комиссия под аббревиатурой ОХМАТМЛАД (охрана матерей и ихних младенцев). Трое членов комиссии (Виталий Гаврилов, Павел Свистунов, Алексей Дьяконов) ходят по домам будущих родителей, смотрят условия проживания, справляются о доходах и расходах и самолично определяют, можно ли рождаться ребенку или нет. Новому советскому государству понадобится много людей, поэтому приходится заботиться о "заготовке граждан впрок".

Фото Юрия Набатова

Башмаковы, само собой, получают отказ в праве на аборт. Но счетовод не спешит сдаваться. Он подает на охматмладовцев в суд и просит назначить алименты на содержание еще не рождённого сына. Рассуждает он так: кто разрешил ребенку рождаться, тот и отец, значит, отец и есть комиссия. Пикантности и абсурда ситуации добавляет то, что, если честно, так и непонятно, от кого забеременела Мария Ивановна. На эту роль претендуют, как минимум, трое, а сама молодая мать хочет разбойничать, а не колыбельные петь.

Фото Юрия Набатова

Специалисты всегда отмечали уникальный платоновский язык, первобытный, самодельный и, на первый взгляд, нескладный. "Дураки на периферии" - это кладезь афоризмов. "Новый ребенок в едоки просится", "будущего сроду не было", "у нас вещей нет, а есть отношения", "кругом закон, а мы посередине мучаемся" - когда герои говорят вот так все два с половиной часа спектакля, шансов не засмеяться просто нет. Но и драмы в произведении хватает, она в один миг выбивает почву из-под ног.

Фото Юрия Набатова

Выбор такой пьесы для студентов стоит считать настоящим вызовом и для юных артистов, и для режиссера. При всей внешней легкости в ней столько актуальности, двойных и тройных смыслов, что в России постановщики до сих пор за нее брались считанное количество раз. Звезда ТЮЗа и педагог курса Артем Кузин оказался не робкого десятка. Решиться на такое можно, зная, что исполнители уже успели немного поднатореть в мастерстве. На втором курсе они выпустили сразу два больших спектакля ("Салтан"  и "Мама, папа, я"). Вплоть до дипломного года засветиться во взрослых спектаклях обычно удается одному-двум студентам. Здесь же попробовать свои силы на профессиональной сцене смог весь состав. Такой быстрый и для многих экстремальный способ погружения в профессию сыграл в плюс.

Фото Юрия Набатова

Особая фишка спектаклей кузинцев – музыкальное оформление. В пушкинском "Салтане" это яркий замес из казацкой "Ойся, ты, ойся", "Города золотого" и арии Царицы ночи. В платоновской премьере будьте готовы удивиться "Мусорному ветру" группы "Крематорий". С женским вокалом эта рок-композиция звучит особенно пронзительно.

"Дураки на периферии" - это трагикомедия и театр абсурда, хлесткий, динамичный, но оставляющий зрителю время на подумать. Студенты создали постановку, которая могла бы закрепиться в афише на долгие годы. Жаль, но в репертуаре ТЮЗа ей, как и любому дипломному спектаклю, суждено пробыть лишь несколько месяцев. Поэтому за билетами на Малую сцену саратовского театра юного зрителя стоит поспешить.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-01-31/7462.html